MySite.Новости

13.10.2016

№9,2016

Кiлькiсть переглядiв: 740

 


Вышел в свет №9,2016

УДК 339.9

В. С.  Б У Д К И Н,

профессор, доктор экономических наук, 

Заслуженный деятель науки и техники Украины

(Киев)

Будкин Виктор Сергеевич (Budkin Viktor Sergееvich).


«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА» 

ИЛИ «ЗАВИСИМАЯ ЭКОНОМИКА» – ДИЛЕММА РЕГИОНА ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ

Резюме

Статья показывает, что увеличение свободы в целом и экономической свободы служит основой для более высокого уровня экономического развития страны и усиления ее влияния в рамках мировой экономики.  Автор убедительно демонстрирует значительное отставание большинства постсоветских стран по показателям развития свободы в целом и экономической свободы, доказывая, что именно они являются обобщенной оценкой степени демократических и рыночных преобразований в регионе государств – наследников Советского Союза. 

Автор обосновывает тесную связь дефицита свободы и неспособности осуществлять системное инновационное развитие экономики, что обусловило и неспособность эффективно использовать производственный, кадровый и технологический потенциалы большинства стран СНГ, имевшиеся на начало преобразований.

В статье последовательно проводится идея о том, что природе экономики постсоветских стран имманентно отторжение экономического прогресса, что является объективным следствием феномена всеобъемлющей зависимости бизнеса от государственной бюрократии (и в том числе – от господства административно зависимой собственности). При этом автор статьи доказывает, что формирование подобной экономической системы является прямым следствием осуществления процессов приватизации в регионе постсоветских стран практически по феодальному принципу.

 Автор статьи утверждает, что за последнюю четверть века в постсоветских государствах «юридический прогресс» не привел к органическому росту экономической свободы, а в некоторых из них «свобода» проявилась как экономическая анархия. В указанном регионе утвердилась «модель зависимой экономики», лишь имитирующая основные характеристики рыночной экономики и только частично соответствующая принципам организации рыночного хозяйства. Подобная мимикрия опасна для перспектив развития реальной рыночной экономики современного мирового образца.

 Автор показывает, что «модель зависимой экономики» существует в двух разновидностях – административной и олигархической. Последняя из указанных форм характерна для Украины и Молдовы, где экономическая зависимость лишь частично (по отдельным направлениям и видам бизнеса) связана с административной вертикалью. Но не меньшее значение имеет концентрически-круговая зависимость от олигархической собственности, выстроенная по принципу клиентельских связей.

Оценивая перспективы развития, автор утверждает, что пути преодоления «модели зависимой экономики» связаны с всесторонним усилением роли гражданского общества и развитием морально-этических норм (решительным отказом от всеобщего приятия коррупции, от пассивности по отношению к нарушениям закона и др.), с обеспечением приоритета целостных интересов страны, а не отдельных партий или групп олигархов. Он делает обобщающий вывод о том, что в обществе постсоветских стран должны вызреть идеологические и политические предпосылки для кардинального изменения самой природы экономической системы.

Ключевые слова: экономическая свобода, экономическая зависимость, рейтинг свободы, рейтинг экономической свободы, экстенсивный и интенсивный механизмы экономики, экономические и общественные предпосылки для оптимизации экономик этих стран (с. 3–18).

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УДК 330.341.4 (477)                                                                              

     А. В. Г Р И М А Л Ю К

                                  доцент, кандидат экономических наук, 

                                  завкафедрой экономических теорий

                                 Одесского торгово-экономического института КНТЭУ 

 © Грималюк Андрей Викторович (Grimalyuk Andrei Victorovich), 2016;

 e-mail: andreigrim@yandex.ru.


НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Резюме

Неопределенность сегодня становится важнейшим фактором, тормозящим инвестиции и экономическое развитие Украины. Между тем неоклассическая школа упорно продолжает подменять неизмеримую неопределенность измеримым риском, несмотря на то, что это резко отрывает ее от реальной жизни. При этом, оставаясь «мейнстримом» современной экономической мысли, неоклассическая школа по-прежнему устанавливает общую направленность практических мероприятий в сфере экономической политики. Отсюда следует, что более полный учет фактора неопределенности, способный преодолеть этот отрыв от жизни, может стать теоретической основой разработки совершенно иных практических  рекомендаций для экономической политики, проводимой на национальном  и региональном уровнях. Поэтому главными задачами статьи являются постановка проблемы более полного учета в экономической теории фактора неопределенности и обоснование с этих позиций альтернативного подхода к управлению процессом экономического развития посредством перераспределения неопределенности между различными уровнями инвестиционной системы. Такое перераспределение предполагает инвестиционную систему нового типа, в центре которой находится институт развития, выполняющий роль центрального инвестиционного банка. Он покупает акции новых предприятий, финансируя таким образом их создание, а затем, когда они начнут работать, продает предприятия в частные руки. В дальнейшем эти предприятия могут функционировать на частной основе и конкурировать на рынке с другими предприятиями. Тем самым центральный инвестиционный банк берет на себя львиную долю неопределенности и освобождает от нее частных инвесторов. В результате происходит перераспределение неопределенности с одного уровня системы на другой. Главный вывод состоит в необходимости дополнения господствующей в современной экономической теории равновесной парадигмы неравновесным подходом к анализу экономики, позволяющим полнее учитывать фактор неопределенности не только в теории, но и на практике.

Ключевые слова: неопределенность, риск, неоклассика, кейнсианство, сверхприбыль, инвестиционная система, перераспределение неопределенности, глобализация, равновесная парадигма, неравновесный подход (с. 19–30).

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 338.242

Е. В.  П И Л И П Е Н К О

доцент, кандидат экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и предпринимательство» 

Государственного экономико-технологического университета транспорта

(Киев)

© Пилипенко Елена Витальевна (Pilipenko Elena Vital’evna), 2016;

e-mail: o_v_pylypenko@ukr.net

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Резюме

Инновация для каждого отдельного предприятия – дело рискованное, затратное и не всегда прибыльное. Но на макроуровне способность бизнеса внедрять и реализовывать инновации обеспечивает экономике страны рост и развитие, конкурентоспособность и выход на новые рынки сбыта, доходы и занятость.

Устойчивое социально-экономическое развитие, высокие темпы роста экономики, качественная и конкурентоспособная продукция, обеспечивающая интенсивное проникновение на мировые рынки, присущи не только странам Большой Семерки, а также Китаю и «азиатским тиграм». Конкурентоспособное производство и его высокое технико-технологическое развитие возможны благодаря реализации государственной политики, направленной на эффективное стимулирование и регулирование инновационной деятельности предприятий, созданию условий для коммерциализации научных исследований и разработок, применению прозрачных механизмов финансирования перспективных инновационных проектов и т. д.  

Целью статьи является изучение влияния реформирования системы государственного управления инновационной деятельностью субъектов хозяйствования в Украине на активизацию инновационной деятельности, формирование условий для инновационного развития предприятия.

Нами определены направления модернизации экономики Украины, пути обеспечения конкурентоспособности производства, перспективные «точки роста», сегменты экономики, инвестиции в которые могут обеспечить развитие. Теперешний финансово-экономический кризис в Украине и военная агрессия со стороны России – безусловно, отрицательные факторы для развития, но не зря считают, «кризис – благоприятное время для перемен», а следовательно, для внедрения инноваций и обновления организационных структур. Эффективное целевое использование государственных расходов на оборону, военную медицину, технику и технологии способно стимулировать развитие промышленного производства, в том числе транспортного машиностроения, авиации, фармацевтической промышленности, создавая тем самым «точки роста» в экономике. Формирование конкурентоспособных кластеров будет содействовать экономическому подъему в целом. 

Ключевые слова: инновация, система государственного управления инновационной деятельностью, государственное финансирование, финансовая поддержка инновационной деятельности, модернизация экономики, «точки роста» (с. 31–43).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ

УДК 336.368

Л. В. Ш И Р И Н Я Н,

профессор, доктор экономических наук, завкафедрой финансов

Учебно-научного института экономики и управления

Национального университета пищевых технологий

(Киев)

© Ширинян Лада Васильевна (Shirinyan Lada Vasil’evna), 2016; 

e-mаіl: lаdаshіrіnyаn@ukr.net.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТРАХОВАНИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Резюме

До настоящего момента остаются нерешенными вопросы регулирования превентивных мер на страховом рынке Украины в части добровольного страхования. Из-за нехватки средств государство пока неспособно полностью финансировать превентивные мероприятия без привлечения частных партнеров.

Предлагается повысить эффективность превентивных мер в страховании путем создания обязательных накопительных фондов с разными уровнями регулирования: государственно-частный фонд превентивных мер на принципах государственно-частного партнерства, фонд страховых гарантий и превентивных мер на уровне объединений страховщиков, резерв превентивных мер на уровне страховщика. Исследованы экономико-правовые аспекты создания, управления и деятельности фондов превентивных мер на страховом рынке Украины. Отмечено, что эффективность превентивных мер в страховании должна достигаться при условиях максимальной пользы для участников страхового рынка и общества. Раскрыт вопрос взаимодействия государственных органов власти и управления в страховой сфере с частными компаниями путем использования публично-частного партнерства, также приведен зарубежный опыт.

С помощью модельных расчетов определены минимальные ежегодные поступления в государственно-частный фонд превентивных мер на уровне 0,1% чистых страховых премий на страховом рынке Украины, что составляет около 160 млн. грн. в год. Предложены принципы формирования административного совета, управления и хозяйственной деятельности государственно-частного фонда превентивных мер. Определены меры, которые направлены на предупреждение страховых случаев и могут финансироваться из средств такого фонда.

Отмечена необходимость формирования резерва превентивных мер на уровне страховщика, который должен использоваться страховщиком на базе разработанного им и согласованного с уполномоченным органом контроля над страховой деятельностью положения о таком резерве.

Фонды страховых гарантий и превентивных мер на уровне объединений страховщиков создаются не только ради предотвращения страховых случаев, но и для гарантирования возврата взносов вкладчикам страховых компаний, ставших банкротами.

Ключевые слова: превентивные меры в страховании, государственно-частное партнерство, государственно-частный фонд превентивных мероприятий, формирование и управление фондом, фонды страховых гарантий (с. 44–55).

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

УДК 330.34.011

С. Н. Г Р И Н Е В С К А Я,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник

Института экономики промышленности НАН Украины

(Киев)

© Гриневская Светлана Николаевна, 2016;

e-mail: grinsv-13@rambler.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА САМОРАЗВИТИЯ РЕГИОНА 

В УСЛОВИЯХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 

Резюме

Сегодня в Украине в совершенствовании нуждается система управления экономическим развитием, которое должно осуществляться в следующих направлениях: стимулирование саморазвития территорий, повышение на региональном уровне интересов к решению локальных социально-экономических проблем, разработка новых подходов к использованию и аккумулированию социально-экономических ресурсов территорий. 

В кризисных ситуациях, сложившихся во всех сферах национальной экономики Украины на протяжении 2014–2015 гг., новая государственная региональная политика должна сочетать поиск самостоятельных действий региона и целенаправленное государственное регулирование с обязательной политикой взаимодействия с ним. Создание эффективного механизма государственного управления в сфере регионального развития должно учитывать механизмы саморазвития региона.

Изложены основные направления формирования механизма саморазвития региона в условиях децентрализации управления. Предложена концептуальная схема взаимосвязи децентрализации управления национальной экономикой через процессы саморазвития региона с учетом его социальных ресурсов. Приведены потенциальные варианты управления процессами саморазвития региона на принципах аккумулирования человеческого капитала в условиях децентрализации управления. 

Необходимость совершенствования системы управления экономикой путем децентрализации на нынешнем этапе развития Украинского государства очевидна. От того, как будет осуществляться государственное регулирование регионального развития, зависят качество и скорость экономических преобразований – как в регионах в частности, так и в стране в целом. Стратегической целью экономических преобразований в Украине должна быть модернизация экономики регионов, предусматривающая использование новых механизмов государственного регулирования для решения первоочередных региональных социально-экономических проблем.

Ключевые слова: децентрализация управления, саморазвитие региона, механизмы саморазвития региона, социальные ресурсы (с. 56–69).

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 332.1:911.373

Т. А. З А Я Ц

профессор, доктор экономических наук

завотделом проблем формирования социального капитала

Г. А. К Р А Е В С К А Я

кандидат экономических наук, научный сотрудник

Институт демографии и социальных исследований

имени М.В. Птухи НАН Украины

(Киев)

© Заяц Татьяна Анатольевна (Zayats Tat’yana Anatol’evna), 2016;

 e-mail: scap@online.ua;

© Краевская Галина Александровна (Kraevskaya Galina Aleksandrovna), 2016;

 e-mail: galina_krasvska@mail.ru. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ УКРАИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ 

Резюме

Сформированная система сельского расселения – важная основа обеспечения экономического и социального развития страны, трансформационные изменения в которой существенно влияют на условия жизнедеятельности населения, формы его занятости и доступность услуг. Современные доминантные структурно-функциональные изменения в системе сельского расселения Украины (в частности, сокращение людности  сельской поселенческой сети и уменьшение людности больших поселений), а также монопрофильность их хозяйственной деятельности лишь углубляют деструктивные процессы социально-экономической деградации сельских территорий с крайне нежелательными последствиями для населения (такими, как безработица, низкие трудовые доходы, отсутствие надлежащего доступа к социальным услугам). 

К сожалению, проведенные исследования подтверждают, что трансформационные изменения в отраслевой структуре национальной экономики, в формах собственности и хозяйствования не способствовали укреплению экономической основы функционирования сельских поселений Украины. Перспективы их дальнейшего социально-экономического развития в значительной степени зависят от эффективности системы государственной поддержки аграрного сектора экономики и его ведущего звена – сельского хозяйства, реализации возможностей трансформации личных крестьянских хозяйств в производительные формы хозяйствования. В связи с усложнением общественно-экономической ситуации в Украине необходимо акцентировать внимание на разработке действенных системных мер, направленных на сохранение существующей сельской поселенческой сети и формирование условий, необходимых для ее развития.

Ключевые слова: сельское расселение, поселенческая сеть, субъекты предпринимательства, аграрный сектор, перспективы развития (с. 70–81).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 314.37

Б. А.  К Р И М Е Р,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник отдела

исследований демографических процессов и демографической политики

Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины

(Киев)

© Кример Борис Александрович (Krimer Boris Aleksandrovich), 2016;

 e-mail: b.krimer.demostudy@gmail.com.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ

Резюме

Современная семейная политика – это широкая сфера, совершенствование которой требует изменения многих составляющих социальной политики. Ее приоритеты сводятся к благополучию детей, гендерному равенству, сочетанию занятости и семейной жизни. Баланс между этими тремя приоритетами и определяет дифференциацию семейной политики отдельных стран.

Повышенная бедность семей с детьми предопределяет наличие инструментов материальной поддержки, воспринимающиеся не столько как расходы, сколько как инвестиции, которые уменьшают расходы страны в будущем. Наиболее распространенная форма материальной поддержки – выплаты: ежемесячные платежи семьям с детьми и одноразовые гранты; общепринятой схемы для них не существует. Денежные выплаты являются гибким средством борьбы с бедностью, особенно в условиях экономического кризиса. Адресная помощь играет значительную роль в современной политике, кроме того, ее развитие оправданно в условиях кризиса, однако полностью она не заменяет универсальную помощь. Вместе с прямыми выплатами активно используются налоговые льготы и предоставление различных скидок.

Все больше растет роль сочетания рождения ребенка и занятости родителей, в частности, в разрезе развития сферы социальных услуг по уходу за ребенком. Для Украины развитие возможностей такого сочетания является весьма актуальным вопросом, хотя в настоящее время оно воспринимается менее остро, чем материальные проблемы родителей и вопросы жилья.

Для преодоления детской бедности необходимо акцентировать внимание на самообеспечении семей с детьми и развивать систему их материальной поддержки. Оптимальным путем усовершенствования семейной политики Украины является комплекс мер, включающий обеспечение занятости и материальной самодостаточности родителей, необходимую материальную поддержку семей с детьми, решение проблемы наличия жилья, предоставление соответствующих услуг по уходу за ребенком, создание для семьи с детьми благоприятной среды в стране.

Ключевые слова: семейная политика, социальная политика, финансовые инструменты, совершенствование (с. 82–93).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

В. Н.  Т А Р А С Е В И Ч, 

профессор, доктор экономических наук, 

завкафедрой политической экономии 

Национальной металлургической академии Украины

(Днепр),

О. В.  З О Л О Т А Р Ё В А, 

доцент, кандидат экономических наук, 

доцент кафедры финансов и учета 

Днепродзержинского государственного технического университета 

© Тарасевич Виктор Николаевич (Tarasevich Viktor Nikolaevich), 2016; 

e-mail: v_tarasevich@list.ru;

© Золотарёва Ольга Владимировна (Zolotareva Ol’ga Vladimirovna), 2016; 

e-mail: zolotaryova@ukr.net.

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСИАЛИЗАЦИЯ 

И ФИНАНСОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

(с. 94–98)

И. Г.  М А Н Ц У Р О В,*

профессор, доктор экономических наук,

член-корреспондент НАН Украины,

заслуженный экономист Украины,

директор Института системных статистических исследований,

С. Г.  Д Р Ы Г А,

профессор, доктор экономических наук,

заслуженный экономист Украины,

завкафедрой экономики и финансов Киевского национального 

торгово-экономического университета

(Киев)

© Манцуров Игорь Германович (Mantsurov Igor’ Germanovich), 2016;

 e-mail: imantsurov@gmail.com;

© Дрыга Сергей Георгиевич (Dryga Sergei Georgievich), 2016;

 e-mail: sagird53@gmail.com. 

КОНКУРЕНЦИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ 

АТРИБУТ РЫНКА

(с. 99–101)

_____


РЕЗЮМЕ (на английском языке)

(с. 102–104)

 



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE