MySite.Новости

08.11.2016

№10,2016

Кiлькiсть переглядiв: 580

Вышел в свет №10,2016

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ

УДК 336.1

В. П.  К У Д Р Я Ш О В,
профессор, доктор экономических наук,
завотделом государственных финансов Научно-исследовательского

финансового института «Академия финансового управления»
(Киев)

© Кудряшов Василий Павлович (Kudryashov Vasilii Pavlovich), 2016;
e-mail: kvp.kudrya@gmail.com.

РЕКОМЕНДАЦИИ МВФ ПО ВОПРОСАМ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ УЧЕТА В УКРАИНЕ
Резюме

Проведен анализ рисков выполнения государственного бюджета Украины, определены тенденции динамики его показателей. Сделаны выводы, что риски сбалансирования доходной и расходной частей бюджета остаются достаточно острыми. Сотрудничество Украины с МВФ в вопросах фискальной политики направлено на их ограничение. Оно носит двусторонний характер и не сводится к  механическому выполнению государством-реципиентом предлагаемых рекомендаций. Главное внимание уделено фискальной консолидации, рационализации финансовых операций органов государственного управления с государственными целевыми фондами и государственными корпорациями.
Сделаны выводы, что целью реформирования должно стать не столько сокращение бюджетных расходов, сколько достижение их более приемлемых объемов по сравнению с доходами. Для этого необходимы пересмотр функций органов государственного управления, повышение эффективности использования бюджетного ресурса, направление фискальной политики на ускорение экономического роста и обеспечение финансовой стабильности.
Рекомендуется внести изменения в структуру публичных расходов, ограничить распределение расходов под давлением лоббирования, уменьшить теневые операции, сократить бюджетные субсидии и налоговые преференции, не имеющие достаточной фискальной результативности. Необходимо прекратить использование оффшорных юрисдикций. Нужно обеспечить увеличение налоговых поступлений в условиях недопущения (и даже ослабления) налогового давления. Важно ускорить реформирование управления государственными корпорациями для повышения их прибыльности и увеличения суммы дивидендов, которые поступают в государственный бюджет. Целесообразно перейти к использованию более эффективных механизмов предоставления субсидий малообеспеченным слоям населения, а также расширить транспарентность фискальных операций и доступ общественности к их мониторингу и контролю.

Ключевые слова:
фискальная консолидация, бюджетный дефицит, государственный долг, квазифискальные операции, государственные целевые фонды, государственные корпорации, дефицитно-долговая корректировка. (с. 3–19).

УДК 336.531.2:061.5

Н. С.  М Е Д Ж И Б О В С К А Я,
профессор, доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической кибернетики
 Одесского национального экономического университета
© Меджибовская Наталия Семеновна (Medzhibovska Nataliia Semenovna), 2016;
 e-mail: nmedzh@oneu.edu.ua.

КРАУДФАНДИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Резюме

Краудфандинг – феномен коллективного финансирования и в последнее время активно развивается. Основными направлениями краудфандинговых проектов являются технологические новинки, социальные и культурные мероприятия и др. Финансирование малого бизнеса, который не является высокотехнологичным стартапом, не популярно. Таким образом, цель статьи – исследовать релевантность и потенциал использования краудфандинг для финансирования малого бизнеса в Украине.
Оценивая возможность применения краудфандинга для финансирования малого бизнеса в Украине, следует учитывать ситуацию, которая сложилась на данный момент. Во-первых, финансирование малого бизнеса, который не является стартапом, особенно технологическим, не в полной мере соответствует целям венчурных фондов и бизнес-ангелов. Более того, эта отрасль финансирования еще не вполне развита в Украине. Во-вторых, банковское кредитование ограничено для представителей малого бизнеса. В-третьих, в Украине краудфандинг только начинает развиваться. Украинские технологические стартапы финансируются на зарубежных краудфандингових платформах, а существующие в Украине платформы нацелены преимущественно на финансирование социальных проектов и еще не набрали критической массы проектов и сторонников. К тому же, традиции финансирования, особенно акционирования предприятий, находятся в Украине еще на стадии зарождения.
В статье проведены сравнительная характеристика краудфандинга по отношению к альтернативным источникам финансирования – венчурным фондам и бизнес-ангелам, оценка недостатков (проблем), присущих краудфандингу, и путей их устранения, а также анализ отличий малого бизнеса от стартапов. В результате исследования сделан вывод, что наибольший успех при финансировании малого бизнеса в Украине с помощью краудфандинга могут иметь проекты локального бизнеса, ориентированные на удовлетворение нужд потребителей местной общины.
Ключевые слова: краудфандинг, краудфандинговая платформа, краудфандинговый проект, венчурное финансирование, бизнес-ангел, стартап, малый бизнес (с. 20–34).

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 63.001.76:338.43: 658.821

О. Н.  Н И К О Л Ю К,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры компьютерных технологий и моделирования систем
Житомирского национального агроэкологического университета

© Николюк Ольга Николаевна (Nikolyuk Ol’ga Nikolaevna), 2016; e-mail: nikoluk_olga@mail.ru.

НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Резюме

Обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в современных условиях возможно лишь на принципах их инновационного развития. Среди ключевых проблем инновационного обеспечения сельского хозяйства выделены низкий уровень развития трансфера технологий и отсутствие доступа к необходимым источникам финансирования. Для преодоления этих проблем на базе университетов аграрного направления рекомендуется создать общегосударственную систему информационного обеспечения трансфера технологий, которая бы объединяла сферы науки, финансов и товаропроизводителей. В ее основе будет лежать деятельность университетских центров трансфера технологий в сельском хозяйстве, которые будут выполнять следующие функции: 1) технологический аудит технологии и предприятия-заказчика инновации, разработка сопроводительной технической документации; 2) исследование конъюнктуры рынка инноваций в сельском хозяйстве; 3) оценка эффективности идеи или разработки, составление бизнес-планов, налаживание контактов с инвесторами, оптимизация источников финансирования; 4) защита интеллектуальной собственности; 5) юридическое сопровождение; 6) информационное обеспечение. Общегосударственную систему целесообразно формировать на основе единой информационной платформы, которая бы аккумулировала информацию университетских уровней, в частности, информацию о существующих инновациях, их эффективности, потребностях сельскохозяйственных предприятий, источниках финансирования и т. п. Для описания динамики уровня конкурентоспособности и прибыли от инновационной деятельности и для построения долгосрочных прогнозов этих показателей применена динамичная модель, формирующаяся системой дифференциальных уравнений. В основу моделирования положено утверждение о том, что содержание конкурентных позиций требует непрерывной замены существующих конкурентных преимуществ новыми. Дополнительным преимуществом использования разработанной модели является возможность прогнозирования момента, когда предприятие должно начать создание будущего конкурентного преимущества путем освоения нового инновационного продукта или технологии.
Ключевые слова: инновационное развитие, сельскохозяйственное предприятие, информационная среда инновационного развития, трансфер технологий, информационная платформа (с. 35–45).

УДК 658.8. 012.12:633.85

С. А.  Ч Е Х О В,
кандидат экономических наук, директор Опытной станции эфиромасличных
и малораспространенных сельскохозяйственных культур НААН Украины,

И. В.  Ч Е Х О В А,
кандидат экономических наук. завотделом экономических и маркетинговых исследований и вопросов интеллектуальной собственности Института масличных культур НААН Украины
(Запорожье)

© Чехов Сергей Анатольевич (Chekhov Sergei Anatol’evich), 2016; e-mail: sercheh@ukr.net;
© Чехова Ирина Валерьевна (Chekhova Irina Valer’evna), 2016; e-mail: irina.chekhova_iok.naan@ukr.net.

РЫНОК СОИ УКРАИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Резюме

Проанализированы показатели производства сои за последние пять лет на отечественном аграрном рынке в разрезе природно-климатических зон и областей Украины. Определены и проанализированы основные тенденции изменения динамики производства и потребления сои в 2009–2013 гг. Приведена структура и темпы потребления сои по основным направлениям. Осуществлено сравнение позиций сои на рынке масличных культур Украины с учетом минимальных и максимальных цен переработчиков и экспортеров. Отмечено, что рынок сои перспективен в долгосрочном периоде благодаря росту спроса на сырье со стороны отечественной маслично-жировой отрасли, расширению географии посевов по всей территории Украины, самым высоким закупочным ценам среди основных масличных культур, диверсификации направлений потребления сои и продуктов ее переработки.
Ключевые слова: рынок сои, производство сои, направления потребления сои, продукты переработки, ценовые позиции сои (с. 46–55).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ППРОБЛЕМЫ ПРИРОДОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 330.15 : 330.14 : 336.225 : 553 : 574

Ю. В.  Р А З О В С К И Й,
доктор экономических наук,
профессор кафедры менеджмента и маркетинга,
Московский университет имени С.Ю. Витте,

Е. Н.  С У Х И Н А,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела экономических проблем экологической политики и устойчивого развития ГУ “Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины” (Киев),
Е. Ю.  Г О Р Е Н К О В А,
кандидат экономических наук,
Московский университет имени С.Ю. Витте

© Разовский Юрий Викторович (Razowskii Yurii Viktorovich), 2016; e-mail: renta11@yandex.ru;
© Сухина Елена Николаевна (Suhina Elena Nikolaevna), 2016; e-mail: olsuhina@ukr.net;
© Горенкова Екатерина Юрьевна (Gorenkova Ekaterina Yur’evna), 2016; e-mail: katy_s@mail.ru.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО
И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Резюме

В качестве вывода из статьи отмечено, что для дифференциации рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых целесообразна классификация минерально-сырьевого капитала, тогда как для дифференциации экологического налога (а в будущем – экологического рентного платежа) – соответственно, классификация экологического капитала.
Цель статьи заключалась в разработке классификаций минерально-сырьевого и экологического капитала как базиса для дифференцирования налогов в сфере недропользования и охраны окружающей природной среды.
В статье сделан детальный анализ развития теории природного капитала. Авторы развивали теорию минерально-сырьевого и экологического капитала как составляющей природного капитала. В зарубежной практике разработано много классификаций экосистем, но авторы статьи разрабатывали классификацию ассимиляционных услуг экосистем, в том числе в развитие последней версии “Общей международной классификации экосистемных услуг” (CICES). Авторами предложены дефиниции “минерально-сырьевой капитал”, “экологический капитал”, “горная рента”, “экологическая рента” (и в том числе метод ее расчета). Отмечена взаимосвязь минерально-сырьевого капитала и горной ренты, а также экологического капитала и экологической ренты. Впервые в мировой практике и экономической теории авторами обосновано, что классификации минерально-сырьевого капитала и горной ренты должны формироваться по единому (общему) критерию; это же касается и экологического капитала и экологической ренты.
Авторами разработана классификация минерально-сырьевого капитала по критерию источника его формирования (накопления) и названы критерии дифференциации рентных платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.
В статье показана взаимосвязь экологического капитала и ассимиляционных услуг экосистем; разработана экономизированная классификация экологического капитала по критерию источника его формирования (накопления), с включением коэффициентов ассимиляции экосистем для установления размера рентных платежей за использование ассимиляционных услуг экосистем (их монетизации) (и в том числе для определения ставок экологического рентного платежа, а также для дифференциации экологической ренты).
Классификации минерально-сырьевого и экологического капитала будут способствовать дифференциации налогов в сфере недропользования и охраны окружающей природной среды, реализации возможности капитализировать (трансформировать в финансовый капитал) природные ресурсы, оптимизации рентных отношений в сфере природопользования и становлению государства-рантье.

Ключевые слова: минерально-сырьевой и экологический капитал, горная и экологическая рента, единый критерий, экономизированная классификация, рентоориентированные платежи, налоговая дифференциация. (с. 56–78).

УДК 504.06 + 330.15

И. В.  Ш Е В Ч Е Н К О,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
ГУ «Институт экономики природопользования
и устойчивого развития НАН Украины»
(Киев)

© Шевченко Ирина Викторовна (Shevchenko Irina Viktorovna), 2016;
e-mail: shev26@i.ua.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Резюме

В условиях имплементации новых эффективных рычагов экологической политики Украины с выполнением и соблюдением международных обязательств и европейских принципов ставится вопрос о внедрении эффективного управления для достижения экономически стабильного развития страны. При общей направленности государственной стратегии перехода на принципы устойчивого развития особую актуальность приобретает управление охраной окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов. Одним из инструментов обеспечения сбалансированности экологической политики является стратегическая экологическая оценка (СЭО), которую используют практически во всех странах мира как предупредительный и действенный инструмент экологической политики.
Изучение практического опыта и аналитический анализ литературных источников раскрыли эволюционное развитие, основные научные школы и области применения на международном уровне СЭО. Установлено, что такая оценка дает множественные преимущества и имеет высокий потенциал повышения эффективности процессов принятия решений, даже если используется не в полном объеме.
Целью статьи является определение целесообразности стратегической экологической оценки в Украине как инструмента регулирования экологической политики.
СЭO чаще всего используется как средство для снижения негативных экологических последствий реализации предлагаемых стратегических действий. Процедура сосредоточена на всестороннем анализе возможного влияния планируемой деятельности относительно состояния окружающей природной среды на короткую и отдаленную перспективы и использовании полученных результатов для предотвращения экологических последствий или их смягчения. СЭО информирует об эффективности стратегических решений и стимулирует изменения в ментальности, воспитывает культуру стратегического принятия решений.
Конечно, инструментарий СЭO экологической политики еще развивается, однако имеет большой потенциал для обеспечения благоприятного состояния окружающей природной среды, безопасности жизнедеятельности, гарантирования прав на экологические блага и услуги будущим поколениям.
Ключевые слова: стратегическая экологическая оценка, экологическая политика, устойчивое развитие, принятие решений (с. 79–86).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК [316.334.23:314.745.22]:340.13

И. В. К Р Е М Е Н О В С К А Я,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник,
учений секретарь,

А. А. С В Я Т О Г О Р,
аспирант
Институт экономико-правовых исследований НАН Украины
(Киев)

© Кременовская Ирина Владимировна (Kremenovskaуa Irina Vladimirovna), 2016; e-mail: i.v.kremenovskaya@gmail.com.
© Святогор Алексей Анатольевич (Svyatogor Аleksеi Anatol’еvich), 2016; e-mail: a.svyatogor@gmail.com.

ПРАВОВЫЕ РЫЧАГИ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ
ВНУТРЕННЕПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ
И АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Резюме

Статья посвящена выработке предложений по содействию социальной адаптации внутреннеперемещенных лиц. Выявлено, что основными факторами, определяющими выбор людьми нового места жительства является наличие возможностей для трудоустройства и постоянного места проживания. Для семей, имеющих детей школьного возраста, дополнительным фактором становится наличие возможностей для продолжения их обучения и получения образования.
Исследованы отдельные аспекты правового обеспечения использования потенциала малого и среднего предпринимательства в сельской местности. Дана правовая оценка актам действующего законодательства Украины в части решения жилищных проблем и обеспечения занятости внутреннеперемещенных лиц. Особое внимание уделено изучению условий для трудоустройства и обеспечения бытовых потребностей переселенцев в сельской местности. Приведены статистические данные, свидетельствующие о наличии проблем инфраструктурного характера в селах, в частности, сокращение количества общеобразовательных учебных заведений. Это препятствует устройству детей из семей переселенцев в воспитательные и общеобразовательные заведения.
Рассмотрены средства экономического стимулирования предпринимательской деятельности внутреннеперемещенных лиц и охарактеризованы основные социально-экономические факторы их предпринимательской активности. Предложено внесение изменений в действующее законодательство Украины в части предоставления внутреннеперемещенным лицам права пользоваться брошенными (бесхозными) сооружениями и земельными участками на безвозмездной основе, а также упрощение процедуры вступления ими в право собственности на бесхозное (выморочное) недвижимое имущество, с установлением для физических лиц специального срока «приобретаемой давности», изменив его с 10 до 3 лет.
На базе анализа успешного опыта зарубежных стран в организации сотрудничества бизнеса и населения обосновано, что предпринимательский потенциал внутреннеперемещенных лиц может стать движущей силой для возрождения села.
Ключевые слова: внутреннеперемещенные лица, переселенцы, село, фермерское хозяйство, недвижимость, собственность, предпринимательство. (с. 87–94).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

В. В.  Ю Р Ч И Ш И Н,*
академик НААН Украины
(Киев)

© Юрчишин Владимир Васильевич  (Yurchishin Vladimir Vasil’evich), 2016;
e-mail: olena.borodina@gmail.com.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФУНДАМЕНТАЛЬНО ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ

(с. 95–97).

______

РЕЗЮМЕ (на английском языке) (с. 98– 100)
 
______

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМИ  (с. 101–102)

 



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE