MySite.Новости

06.12.2016

№11,2016

Кiлькiсть переглядiв: 547


НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

УДК 338.45.01

В. Л.  М А З У Р,
профессор, доктор технических наук, член-корреспондент НАН Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
главный научный сотрудник
Физико-технологического института металлов и сплавов НАН Украины
(Киев)

© Мазур Валерий Леонидович (Mazur Valerii Leonidovich), 2016; e-mail: prof.vlm@ukr.net.

ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
Резюме

На примерах функционирования знаковых предприятий металлургии, машиностроения, титановой и химической промышленности, других отраслей экономики выявлены недостатки промышленной политики в Украине, которые несут угрозу деиндустриализации государства. Актуальность темы многократно усиливается в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и форс-мажорными обстоятельствами, которые имеют место в Украине в связи с событиями в Донбассе.
Определено, что промышленная политика представляет собой целостную и скоординированную систему мер органов государственной власти, направленных на развитие промышленности в целом и отдельных ее отраслей, которая реализуется через соответствующие механизмы (стимулирование, регулирование, контроль и т. п.). Объектом промышленной политики являются не только отдельные предприятия или отрасли производства, но и весь индустриальный комплекс государства, который должен рассматриваться как единый, целостный организм.
Отмечено, что промышленная политика должна предусматривать повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей на внешних рынках, то есть включать внешнеэкономические аспекты, защищать внутренний рынок от экспансии зарубежных товаров. Конечной целью должна быть конкурентоспособность национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективах с учетом безопасности государства (продовольственного, оборонного и др.).
Показано, что общим признаком большинства предприятий машиностроения является ориентация их продукции на внешние рынки и традиционно сильная кооперация с предприятиями государств СНГ. Почти все машиностроительные предприятия нуждаются в постоянной государственной поддержке. Промышленная политика Украины должна учитывать эти особенности деятельности своего машиностроительного комплекса, основываясь на сугубо прагматичных, экономических интересах государства. Недопустимо, прикрываясь лозунгами будто бы добросовестной конкуренции, отдавать заказ украинской энергетики зарубежным компаниям, которые не имеют никаких научно-технических преимуществ по сравнению с отечественными грандами промышленности.
Отмечена возможность повышения эффективности деятельности крупных промышленных объектов и отраслей промышленности в случае принятия органами государственной власти экономически обоснованных решений. Предложены управленческие меры, которые обеспечат соблюдение национальных интересов при реализации промышленной политики в Украине.
Ключевые слова: промышленная политика, экономика, металлургия, металлолом, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, развитие, кадры (с. 3–18).

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УДК 331.301.26

В. Н.  К О В А Л Ё В,
профессор, доктор экономических наук,
завкафедрой экономики предприятий и менеджмента,

Е. А.  А Т А Е В А,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики предприятий и менеджмента

Украинская инженерно-педагогическая академия
(Харьков)

© Ковалёв Валерий Николаевич (Kovalev Valerii Nikolaevich), 2016;
 e-mail : epmuipa@ukr.net
© Атаева Елена Алимовна (Ataeva Elena Alimovna), 2016;
 e-mail : ataevaelena@mail.ru.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА

Резюме

Возникновение и развитие человеческого труда, связанные с появлением человека на нашей планете как носителя своего потенциала, ознаменовали начало человеческой эры и ее цивилизации, проистекающей в условиях проявления постоянных социально-экономических противоречий в обществе, порождаемых самой природой человека и социальными последствиями его труда.
Социальные последствия развития человеческого труда понимаются как результат целенаправленной полезной деятельности людей под влиянием проявления системы объективных законов развития природы и общества, выражающийся в непрерывном развитии производительных сил и преобразовании производственных отношений в обществе, а также в устремлении человечества к совершенству духовного, материального и общественного бытия самого человека.
Но в современный период человечество по сути вступило в эпоху глобального развития производительных сил и экономических возможностей. В то же время система олигархического капитализма ввергла мировое сообщество в хаос общественных отношений, полосу войн и международных конфликтов, революций, терроризма, коррупции, эксплуатации человека человеком и неравенства распределительных отношений, разрушающих духовные, материальные и общественные устои людей. Поэтому человечеству и экономической науке необходимо на основе ноосферного подхода осмыслить цели и закон человеческого существования, а также систему других объективных законов развития природы и общества, сущность категории социальных последствий труда, предложенной в этой статье новой методологии формирования структуры трудового потенциала, научно обосновать пропорции распределения вновь созданной стоимости между собственниками трудового потенциала.
Указанные пропорции могут стать научной базой для обоснования величины законодательно устанавливаемых социальных стандартов и нормативов в системе социального партнерства, что позволит предметно говорить о путях социализации и гуманизации капиталистического способа производства и его общественных отношений.
Ключевые слова: труд, социальные последствия, законы развития, человеческий и трудовой потенциалы, человеческий капитал, экономические формации, общественные отношения, методология количественной оценки, социальные стандарты и нормативы, социальное партнерство, добавленная стоимость (с. 19–33).

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 339.1+364-7

В. В. Г У М Е Н Ю К,
доцент, кандидат экономических наук,
докторант кафедры экономической  теории и конкурентной политики
Киевского национального торгово-экономического университета

© Гуменюк Владимир Владимирович (Gumenіuk Vlаdіmіr Vlаdіmіrovіch), 2016; e-mail: wgumeniuk@gmail.com.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКЕ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ

Резюме

В современных условиях объективно назрела необходимость выведения курортно-рекреационной сферы Украины на качественно новый уровень функ-ционирования. Существует потребность в перестройке системы государствен-ной поддержки развития конкуренции. В то же время концептуальные поло-жения развития конкуренции, формирование инструментов конкурентной по-литики государства остаются предметом научной дискуссии. Современного переосмысления требуют вопросы, какими должны быть конкурентная поли-тика государства в курортно-рекреационной сфере и ее результаты.
Рассмотрены концептуальные основы развития конкуренции в условиях становления рынка курортно-рекреационных услуг в Украине. Исследован ха-рактер проявления ключевых сил конкуренции, выявлены особенности их рас-становки в курортно-рекреационной сфере. Определены предпосылки и фак-торы инновационной конкуренции, обоснован потенциал стимулирования ус-тойчивого развития курортов государственного и местного значения при ее участии. Выяснены особенности функционирования рыночного механизма в курортно-рекреационной сфере в условиях монополистической конкуренции. Освещены проблемы и последствия низкого уровня неценовой конкуренции на рынке курортно-рекреационных услуг, обусловленного недооценкой значения развития благоприятной конкурентной среды для курортной рекреации, имеющей место наряду с пренебрежением социальными интересами общест-венного развития, индивидуальными ценностями человека, его дифференци-рованных потребностей и возможностей.
Проявления недобросовестной конкуренции, случаи злоупотребления мо-нопольным положением, антиконкурентные действия органов государствен-ной власти и хозяйствующих субъектов тормозят структурные сдвиги в ку-рортно-рекреационной сфере, направленные на повышение качества услуг, ак-тивизацию процесса сбалансированного ценообразования.
Проведенное исследование делает акцент на необходимости разработки и реализации ценностноориентированной конкуренции государственной эконо-мической политики, призванной стимулировать эффективную конкуренцию в интересах потребителей курортно-рекреационных услуг.
Ключевые слова: конкуренция, курортно-рекреационная сфера, конкурентная среда, конкурентная политика, рынок, государственное регулирование (с. 34–44).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ

УДК 336.1

И. В.  Б О Г Д А Н,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,
завотделом экономико-математического моделирования и
информационно-аналитического обеспечения финансово-экономических исследований
ГННУ "Академия финансового управления"
(Киев)

© Богдан Иван Витальевич (Bogdan Ivan Vital’evich), 2016; e-mail: ibohdan@ukr.net.

ПРОЦИКЛИЧЕСКАЯ ИЛИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Резюме

Статья посвящена практическим аспектам применения современных инструментов диагностики фискальной политики в контексте формирования условий макроэкономической стабильности и обеспечения постоянного экономического роста в будущем. Изложен методический подход к определению направленности фискальной политики, ее соответствия проблемам макроэкономической сбалансированности, принимая во внимание текущий тренд экономического цикла. С этой целью на основе данных МВФ, отчетов Государственной казначейской службы Украины, Пенсионного фонда Украины, Государственной службы статистики Украины, с использованием наших предыдущих результатов исследований по оценке показателей сектора общего государственного управления (СОГУ) и в соответствии со стандартами налогово-бюджетной статистики МВФ GFSM-2001 рассчитан и проанализирован потенциальный ВВП, разрыв между ним и реальным ВВП, эластичность доходов СОГУ к ВВП, циклический компонент доходов СОГУ, операционный и итоговый балансы СОГУ с учетом циклического компонента и без него, фискальные импульсы балансов СГУ. На основе полученных данных определены временные периоды (с 2002 по 2015 гг.), в которых фискальная политика Украины проциклически или антициклически влияла на траекторию экономической динамики. Обоснованы риски усиления макроэкономических дисбалансов, связанные с отрицательным фискальным импульсом, который поступает от фискальной политики Украины в течение последних двух лет вследствие консолидации потребительских и инвестиционных расходов и направления средств (включая заимствованные) на приобретение финансовых активов.
Ключевые слова: сектор общего государственного управления, циклически скорректированный фискальный дефицит, проциклическая и антициклическая фискальная политика, фискальный импульс (с. 45–57).

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 338.43.01(061.1 ЄС)

Е. Н.  Б О Р О Д И Н А,
 профессор, доктор экономических наук,
член-корреспондент НАН Украины,
завотделом экономики и политики аграрных преобразований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
(Киев)

©Бородина Елена Николаевна (Borodina Elena Nikolaevna), 2016;
e-mail: olena.borodina@gmail.com.

ОАП ЕС КАК ДИНАМИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Резюме

ОАП – это история динамического партнерства между гражданами, фер-мерами и политиками, которое развивалось в соответствии с глобальными вы-зовами. ОАП прошла путь от решения проблем нехватки продовольствия до решения проблем его качества и безопасности, создания надлежащих условий содержания животных, обеспечения контролируемости и сохранения окру-жающей природной среды, продуцирования общественных благ, которыми производители обеспечивают граждан ЕС.
Благодаря ОАП граждане ЕС имеют гарантии относительно решения ряда социальных вопросов (таких, как качество и безопасность продовольствия, по-требительский выбор, сохранение сельской местности и природных ресурсов, процветание сельских общин, сохранение традиционного стиля жизни, обес-печение здоровья животных), а также глобальных проблем – изменения кли-мата и продовольственной безопасности. Гарантии ОАП относительно этих экономических, социальных и экологических вопросов свидетельствуют, что она служит не только фермерам, но и всем европейцам, ведь именно они пла-тят за ее реализацию. 
Новая аграрная политика до 2020 г. отвечает экономическим, экологиче-ским и территориальным вызовам, с которыми Европа и мир столкнулись в третьем тысячелетии, и демонстрирует  реальную ответственность за решение глобальных задач, влияющих на многих людей как внутри ЕС, так и вне его (а особенно – вопросов продовольственной безопасности, изменения климата и миграции). При этом она демонстрирует преданность европейской модели сельского хозяйства, построенной на семейном фермерстве, раскрывает его преимущества, а также не только возможности для продовольственного само-обеспечения 500-миллионного населения еврорегиона, но и потенциальную способность к хозяйствованию на принципах устойчивости, что, в свою оче-редь, обезопасит его будущее на долгосрочную перспективу.
Украина может извлечь из эволюции ОАП важные уроки для создания но-вой идеологической платформы государственной поддержки развития отече-ственного сельского хозяйства и села. Те времена, когда монокультуризация и наращивание сырьевого экспорта выносились в политические приоритеты, должны отойти в прошлое. Такая практика подрывает основы не только сель-ской жизни, но и самого сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: Общая аграрная политика, Европейский Союз, европейские фермеры, общественные блага, устойчивое развитие (с. 58–70).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 502.2 – 332.334

О. И. Д Р Е Б О Т,
профессор, доктор экономических наук,
заместитель завотделом экономики природопользования в агросфере
Института агроэкологии и природопользования НААН Украины
(Киев)
© Дребот Оксана Ивановна (Drebot Oksana Ivanovna), 2016;
e-mail: drebot_oksana@ukr.net.

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛЕСОВОДСТВЕ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ
Резюме

Исследуется термин  «природопользование» в его прикладном значении «объект труда» в отрасли лесоводства и в тесной связи с лесопромышленной деятельностью. Освещается, что действующие нормативно-правовые акты по лесоводству и публичный дискурс направлены не на их предметное содержание в сфере природопользования, а преимущественно на использование лесных ресурсов. Таким образом, использование минерально-сырьевых ресурсов, являющихся невозобновимыми по экономическому содержанию, приравнивается к лесопользованию, хотя физические объемы выращивания древесины, ее изъятие и реализация, возобновимы и легко измеряются количественными показателями. Учетная категория земельных ресурсов «земли лесные и другие лесистые», по Государственному земельному кадастру Украины (ГЗКУ), на 1 января 2014 г. составляла 10624 тыс. га, или 17,6% площади территории. Это очень мощный ресурс для развития лесоводств, продуктивного и прибыльного землепользования, хотя в составе ГЗКУ она называется «леса и другие покрытые лесом площади», из чего вытекает, что объектом труда, следовательно, и фискального труда, является не земля, а лес. 
У составе учета земельных ресурсов учетной категории «земли лесохозяйственного назначения» нет надлежащей дифференциации. Так, в пределах строки «лесохозяйственные предприятия» сведены данные по землепользователям с разным по содержанию их эколого-экономическим назначением. Последнее исключает их прикладное использование для взвешенной оценки и принятия организационно-технических решений по хозяйствованию, в том числе для интенсификации лесохозяйственного производства и совместного развития лесопромышленной отрасли. Таким образом, совершенствование содержания природопользования в отрасли лесоводства требует прикладного осмысления и уточнения земельного, лесного и налогового законодательства относительно его эффективного осуществления и финансирования.
Ключевые слова: древесина, землепользование, земля, категории, лес, материалы, природопользование (с. 71–82).

УДК 339.982+336.027:504.064.2

О. Н.  Г А Р К У Ш Е Н К О,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела финансово-экономических
проблем использования производственного потенциала
Института экономики промышленности НАН Украины
(Киев)


©Гаркушенко Оксана Николаевна (Garkushenko Oksana Nikolaevna), 2916;
e-mail: garkushenko_o_n@rambler.ru.
 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ:
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НАЛОГОВОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ

Резюме

Стремительное развитие промышленности и увеличение численности на-селения обусловили резкий рост уровня антропогенной нагрузки на окружаю-щую природную среду (ОПС). Для преодоления данной проблемы такие орга-низации, как ООН, Greenpeace и др., ставят акцент на необходимости экологи-ческого регулирования экономики, в частности, путем применения экологиче-ских налогов. Однако плательщики этих налогов расценивают их как увеличе-ние налогового давления. А в условиях глобализации и интеграционных про-цессов использования странами экологических налогов и их ставки приобре-тают политическую окраску и могут стать аргументом в борьбе национальных производителей и ТНК с национальными правительствами.
В научной литературе такие вопросы недостаточно исследованы, поэтому цель статьи – проанализировать, в каких условиях экологические налоги могут стать инструментом политического и налогового давления, а также сделать акцент на необходимости их использования в силу заключенных международ-ных соглашений, экономической, экологической ситуации и возможности трансграничного загрязнения.
Установлено, что о политическом и налоговом давлении в контексте при-менения экологических налогов может идти речь в трех случаях:
1) давление крупного промышленного капитала на правительство с целью уменьшения налоговых обязательств первого;
2) давление правительства на загрязнителей в случае достижения технико-технологического лимита уменьшения загрязнения, когда дальнейшее улуч-шение состояния ОПС невозможно без существенных прорывов в фундамен-тальных науках и проведения продолжительных и затратных исследований в прикладных науках;
3) требования стран – лидеров в экологическом регулировании экономики и мирового сообщества по введению экологических налогов и ставок этих на-логов к менее «экологически-сознательным» странам.
Одновременно доказывается, что в Украине, принимая во внимание суще-ствующее состояние ОПС, ситуацию с экологическими налогами и намерения интегрироваться в ЕС, есть резервы для повышения ставок экологических на-логов, а утверждение о существовании политического и налогового давления экологических налогов, по нашему мнению, не обоснованно.
Для улучшения состояния ОПС в Украине с учетом экономического разви-тия страны и требований Соглашения об ассоциации меду Украиной и ЕС предложен комплекс рекомендаций по совершенствованию экологического налогообложения.
Ключевые сова: экологическое регулирование экономики, экологические на-логи, политическое давление, налоговое давление, международные отношения (с. 83–90).

К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. В. ДЗИСЯ 

ОСКОЛЬСКИЙ В. В. – Человек с большой буквы
_______

РЕЗЮМЕ (на английском языке)

________

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ




» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE