MySite.Новости

29.12.2016

№12,2016

Кiлькiсть переглядiв: 638

УДК: 330:338.1

В. М.  Г Е Е Ц,
профессор, доктор экономических наук,
академик НАН Украины,
директор ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
Главный редактор журнала «Экономика Украины»
(Киев)

© Геец Валерий Михайлович (Heyets Valerii Mihailovich), 2016;
 e-mail: gmv@ief.org.ua.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РЕКОНСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Резюме

В статье, которая является продолжением дискуссии по вопросам успехов и неудач проведенных в Украине за 25 лет независимости реформ, начало которой было положено в юбилейном номере журнала «Экономика Украины» № 8 за 2016 г., проанализирована взаимосвязь экономических и политических предпосылок, ставших прологом трансформационных изменений в период формирования у нас рыночной экономики. Основной в этом оказалась политическая целесообразность, которая была направлена на разрушение силами рынка политической и экономической системы прошлого и достигла успехов, но существующая параллельно вседозволенность со стороны государства и гражданского общества создала для рыночных сил возможность достичь политического контроля над государством и минимизировать влияние так называемого «коллективного выбора». В свою очередь, это сформировало глубокое противоречие между обеспечением стабильности и развития экономики и общества и доминированием интересов бизнеса в формировании политики государства. Стихийность трансформационных изменений позволила «власти рынка» превалировать не только над «властью коллективного выбора», но и во многом над «властью государства». В реальности это проявилось, прежде всего, в неконтролируемом обществом перераспределении в интересах бизнеса ресурсов страны, в том числе и финансовых. Вследствие этого страна пережила ряд непрерывных кризисов, охвативших не только экономику, но и другие стороны жизни общества, а также политическую власть и политические силы, которые периодически сменялись при власти вместо поиска баланса интересов и механизмов взаимодействия между государством, рынком и обществом. Доминирование политической целесообразности и отвечающая ей трансформация стали во многом определяющими.
В итоге трансформационных изменений электорат начал терять доверие к демократическим выборам, что проявилось в снижении активности его участия в них на фоне маргинализации обедневших масс и распространения протестных настроений. Сегодня на повестку дня поставлена задача наполнения реформ новым содержанием, что позволит консолидировать общество путем реконструктивного развития экономики Украины. Эти вопросы будут предметом дальнейших исследований и соответствующих публикаций автора.
Ключевые слова: реконструктивное развитие, свободный рынок, силы рынка, силы «коллективного выбора», политический цикл в экономической политике, бюджетная консолидация, взаимосвязь экономических и политических трансформаций (с. 3–21).

УДК 338.23:330.111.62

Ю. В.  К И Н Д З Е Р С К И Й,
доктор экономических наук, старший научный сотрудник
отдела экономического роста и структурных изменений в экономике
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» (Киев)

© Киндзерский Юрий Викторович (Kindzerskii Yurii Viktorovich), 2016;
e-mail: vkpp@ukr.net.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА ОЛИГАРХИЗМА
И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Резюме

Акцентировано внимание на проблемах трансформации отношений собственности в Украине. Подчеркнута необходимость соблюдения дуалистического характера в реформировании указанного института, который касается изменений, с одной стороны, в доступе субъектов к ограниченным ресурсам, а с другой – в перераспределении полученного в обществе дохода, в связи с чем показана неоправданность упрощенного подхода к реформированию института собственности как к номинальной замене государственного собственника частным. Вскрыты недостатки разгосударствления, которые привели к формированию олигархии и институциональной ловушки олигархизма. Указано на укрепление связей власти и бизнеса вследствие разгосударствления, что обусловило обострение проблемы мягких бюджетных ограничений; на формирование экстрактивных политических и экономических институтов; автономизацию государства по отношению к обществу; укрепление «фасадной демократии»; приватизацию государства олигархией; формирование феноменов неэффективного и нелегитимного собственника, «размытых» прав собственности, теневой экономики, отторжения обществом официального государства.
Рассмотрены угрозы формирования вследствие существования этих явлений неэффективного устойчивого долгосрочного институционального равновесия, углубления имущественного расслоения общества и роста рисков социальных катаклизмов. Раскрыты источники и виды непродуктивных и «неинновационных» рентных доходов олигархии и бюрократии, обусловленных деформациями института собственности. Критически переосмыслены взгляды на политику дерегуляции бизнеса под углом зрения олигархизации и деформированных отношений собственности. Указаны причины неэффективности традиционного инструментария экономической политики государства в отношении стимулирования деятельности субъектов при существовании «размытого» режима собственности и олигархии. Даны рекомендации по вариантам реформирования института собственности, в основу которых положены принцип его «демократизации», идея формирования рационального соотношения государственной и частной форм собственности в частности, а также инклюзивного развития общества в целом.
Ключевые слова: олигархия, институциональная ловушка, приватизация государства, права собственности, стратегическая собственность (с. 22–46).

НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

УДК 338.45.01

В. Л.  М А З У Р,
профессор, доктор технических наук, член-корреспондент НАН Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
главный научный сотрудник
Физико-технологического института металлов и сплавов НАН Украины
(Киев)

© Мазур Валерий Леонидович (Mazur Valerii Leonidovich), 2016; e-mail: prof.vlm@ukr.net.

ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
Резюме

На примерах функционирования знаковых предприятий металлургии, машиностроения, титановой и химической промышленности, других отраслей экономики выявлены недостатки промышленной политики в Украине, которые несут угрозу деиндустриализации государства. Актуальность темы многократно усиливается в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и форс-мажорными обстоятельствами, которые имеют место в Украине в связи с событиями в Донбассе.
Определено, что промышленная политика представляет собой целостную и скоординированную систему мер органов государственной власти, направленных на развитие промышленности в целом и отдельных ее отраслей, которая реализуется через соответствующие механизмы (стимулирование, регулирование, контроль и т. п.). Объектом промышленной политики являются не только отдельные предприятия или отрасли производства, но и весь индустриальный комплекс государства, который должен рассматриваться как единый, целостный организм.
Отмечено, что промышленная политика должна предусматривать повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей на внешних рынках, то есть включать внешнеэкономические аспекты, защищать внутренний рынок от экспансии зарубежных товаров. Конечной целью должна быть конкурентоспособность национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективах с учетом безопасности государства (продовольственного, оборонного и др.).
Показано, что общим признаком большинства предприятий машиностроения является ориентация их продукции на внешние рынки и традиционно сильная кооперация с предприятиями государств СНГ. Почти все машиностроительные предприятия нуждаются в постоянной государственной поддержке. Промышленная политика Украины должна учитывать эти особенности деятельности своего машиностроительного комплекса, основываясь на сугубо прагматичных, экономических интересах государства. Недопустимо, прикрываясь лозунгами будто бы добросовестной конкуренции, отдавать заказ украинской энергетики зарубежным компаниям, которые не имеют никаких научно-технических преимуществ по сравнению с отечественными грандами промышленности.
Отмечена возможность повышения эффективности деятельности крупных промышленных объектов и отраслей промышленности в случае принятия органами государственной власти экономически обоснованных решений. Предложены управленческие меры, которые обеспечат соблюдение национальных интересов при реализации промышленной политики в Украине.
Ключевые слова: промышленная политика, экономика, металлургия, металлолом, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, развитие, кадры (с. 47–60).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Окончание статьи. Начало см. в № 11 2016 г. Материал публикуется в порядке дискуссии, начатой академиком НАН Украины В.М. Гейцем статьей "Институциональная обусловленность инновационных процессов в промышленном развитии Украины" // Экономика Украины. – 2014. – № 12. – С. 4–19.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УДК 339.7

В. П.  К О Л О С О В А,
доцент, кандидат экономических наук,
директор Департамента сотрудничества с международными организациями
Министерства финансов Украины
 (Киев)

© Колосова Виктория Павловна (Kolosova Viktoriya Pavlovna), 2016;
е-mail: kolosova@minfin.gov.ua.

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Резюме   
 

Статья посвящена исследованию теоретических подходов к экономической сущности финансовых ресурсов международных институций и их роли в обеспечении экономического развития страны. Актуальность данной проблематики для Украины подтверждается интеграционными процессами, выходом на международные финансовые рынки и углублением сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО).
Анализируются основные научные подходы к воздействию внешних финансовых потоков на развитие стран. Сотрудничество с ведущими МФО для стран с переходной экономикой на начальном этапе трансформационных преобразований сыграло существенную роль в решении таких стратегически важных задач, как структурная перестройка народнохозяйственных комплексов, системы собственности и материального производства, внедрение действенных моделей промышленной и технологической политики и др. Однако, несмотря на то, что кредитные ресурсы
МФО являются одним из самых распространенных инструментов аккумуляции денежных средств в национальные экономики, при включении стран-реципиентов в международные рынки финансов и капиталов (что, безусловно, соответствует ориентации государств на международные аспекты развития) необходимо взвешенно подходить к оценке сотрудничества с МФО и определению преимуществ и недостатков привлечения в национальные экономики кредитного капитала этих институций.
Ключевые слова: международные финансовые организации, экономическое развитие, финансовая помощь, финансовые ресурсы (с. 61–71).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.22:331.556.4

О. Т.  Р И Н Д З А К,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
отдела социально-гуманитарного развития региона
ГУ "Институт региональных исследований
имени М. И. Долишнего НАН Украины"
(Львов)

© Риндзак Ольга Тадеевна (Rindzak Ol’ga Tadeevna), 2016;
e-mail: olichkar@yahoo.com.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАВ КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

Резюме

Предложено авторское определение миграционной политики Украины. Внимание ак-центировано на том, что такая политика не должна сводиться только к регулированию миграционных перемещений населения, а должна способствовать интеграции мигрантов и внутреннеперемещенных лиц в принимающий социум, активизировать реэмиграционные процессы и предотвращать массовый выезд населения за границу. В этой связи общепри-нятый перечень функций государственной миграционной политики предложено допол-нить превентивной функцией. Суть ее заключается в предотвращении массового выезда трудоспособного населения за пределы Украины путем влияния на миграционные факто-ры, которые следует выявлять с помощью системного мониторинга миграционных префе-ренций населения.
Кратко приведены результаты авторского социологического обследования, показав-шие, что основными факторами внешней миграции населения являются: низкий уровень оплаты труда, cложности трудоустройства, стремление обеспечить достойный уровень жизни своим детям. Поэтому для предотвращения оттока наиболее ценного человеческого потенциала за пределы страны в первую очередь необходимо улучшить условия трудо-устройства трудоспособного населения, усовершенствовать систему оплаты труда. Для лиц, имеющих твердые намерения выехать за границу, государство должно обеспечить достойный уровень социально-экономической защиты, для чего следует наладить тесное сотрудничество прежде всего с теми странами, которые наиболее привлекают потенци-альных мигрантов.
На специальной авторской схеме изображены основные объекты регулирования ми-грационной политики и определены главные цели и задачи органов государственной вла-сти в отношении каждого из них. Сделан акцент на том, что задачи миграционной поли-тики можно выполнить только в тесном взаимодействии с другими направлениями госу-дарственной политики и в сотрудничестве с международными партнерами. 
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, функции, задачи, национальная безопасность (с.72–81).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

В. А.  Ш Е В Ч У К,
профессор, доктор экономических наук,
проректор по научно-педагогической и научной работе
Национальной академии статистики, учета и аудита
(Киев)

© Шевчук Владимир Александрович (Shevchuk Vlаdіmіr Аleksandrovіch), 2016;
e-mail: v.o.shevchuk@gmail.com.

УЧЕТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (с. 82–83).


______

Памяти И. П. Вусика
____

РЕЗЮМЕ (на английском языке)
________
Содержание журнала за 2016 год
______

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ





» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE