MySite.Новости

07.02.2017

№1,2017

Кiлькiсть переглядiв: 487


УДК 336.1:316.34

П. С.  Е Щ Е Н К О,
профессор, доктор экономических наук,
научный консультант отдела экономической социологии
Института социологии НАН Украины
(Киев)

© Ещенко Петр Степанович (Eshchenko Petr Stepanovich), 2017; e-mail: p.eshchenko@ukr.net.

УКРАИНЕ – СМЕНУ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Резюме

Статья посвящена анализу действующей модели социальной защиты населения в Украине. На основании статистических данных показано ее негативное воздействие на большинство населения. Обосновывается необходимость изменения модели социальной защиты населения путем стимулирования спроса, что предусматривает использование нового механизма формирования доходов в стране. Последний должен позволять работнику распределять свои доходы в таких пропорциях: прямые налоги – 20–40%, оплата за жилье – 25–30%, отчисления в негосударственные пенсионные фонды – около 5%, приобретение товаров и услуг – до 30–40%. Такая структура расходования доходов населения будет стимулировать производство товаров народного потребления и услуг, даст работу многим людям, стабилизирует экономику страны.
Нашей стране необходимо избавиться от существующей дифференциации в оплате труда путем ее повышения в целом. При этом  более высокими темпы роста зарплаты должны быть в отраслях, где она ниже  границы малообеспеченности. Необходимы изменения в структуре доходов и доле оплаты труда в ней.
Новая модель социальной защиты населения (а не улучшенная,  усовершенствованная, старая) должна базироваться на принципиально новой экономической политике, объектами которой стали бы человек труда и его насущные интересы. Во-первых, подобная политика  требует создания условий, при которых основным источником материального благосостояния человека должна быть работа в любой сфере производства. Во-вторых, она  возможна  при достижении  общественного компромисса. Данные условия позволят  обеспечить определенную стабилизацию в обществе и разработать  научно обоснованную программу социально-экономического развития Украины на 15–20 лет. Это должна быть программа общих усилий, которые смогут реализоваться  лишь в том случае, если она  учтет интересы всех слоев населения и станет общепризнанной.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, бедность, неравен-ство, доходы, заработная плата, пенсия, социальные услуги, социальная защита (с. 3–17).

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 336.5

А. А.  Б У Л А Н А Я,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела государственных финансов
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
(Киев)

© Буланая Александра Александровна (Bulanaya Аleksandra Аleksandrovna), 2017;
e-mail: igelha@gmail.com

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ  ОБ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕС 
Резюме

Из-за экономического спада 2014–2015 гг. в Украине было отменено значительное количество мер по государственной поддержке предприятий. В статье рассмотрены трансформации государственной поддержки предприятий в Украине в течение 2007–2015 гг. и сделана попытка оценить дальнейшие тенденции в этом направлении. Поскольку Украина имеет обязательства по имплементации вторичного законодательства ЕС в части государственной помощи субъектам хозяйствования, то государственная поддержка предприятий будет изменяться с учетом правил ЕС.
В статье проанализированы правила ЕС в отношении региональной государственной помощи и помощи предприятиям на защиту окружающей природной среды. Установлено, что, в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, в течение последующих 5 лет наше государство сможет применять максимально интенсивные меры по государственной поддержке регионального развития. Но из-за значительного отставания Украины в развитии от регионов ЕС очень вероятно, что такие условия будут применяться и в дальнейшем. 
Автором показано, что подходы к поддержке возобновляемой энергетики необходимо будет изменить, обеспечив постепенный переход этой отрасли на рыночные условия. Сделан вывод о том, что имплементация в отечественное законодательство правил ЕС в части государственной помощи оставляет достаточно возможностей для поддержки инвестиционных проектов, связанных с энергетикой и региональным развитием. Выполнение европейских правил будет способствовать также повышению качества и эффективности государственной поддержки предприятий в Украине.
Ключевые слова: государственная поддержка предприятий, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, региональная государственная помощь (с. 18–30).

УДК 626/627.003:658(075.8)

Е. В. О Б У Х О В,
профессор, доктор экономических наук
(Одесса)

© Обухов Евгений Васильевич (Obukhov Evgenii Vasil’evich), 2017;
 e-mail: e.obukhov@mail.ru.

ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ КАХОВСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
ЗА 60 ЛЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Резюме

Пресные водные ресурсы суши являются наиболее ценными для хозяйственных и личных нужд человека. Хозяйственное использование водных ресурсов резко возросло во второй половине ХХ в. в связи с ростом промышленного производства, и в первую очередь – его самых водоемких отраслей, а также с интенсивным развитием гидроэнергетики. Строительство гидроэлектростанций и водохранилищ способствовало комплексному использованию водных ресурсов для производства электроэнергии, создания судоходных условий, промышленного и коммунального водоснабжения, орошения, рыболовства, рекреации. Интенсивное использование природных вод участниками водохозяйственного комплекса на Днепре приводит к изменению многочисленных качественных показателей состояния воды как природного ресурса. Таким образом, целью статьи является оценка хозяйственного водопользования из Каховского водохранилища за все периоды его эксплуатации (1956–2015 гг.), включая период независимости Украины.
В результате исследования построены хронологические графики расходных показателей водохранилища на шлюзование, орошение, водоснабжение и рассчитаны основные и удельные показатели водопользования из водохранилища за определенные периоды его эксплуатации (до обретения Украиной независимости в августе 1991 г. (36 лет) и после – до 2015 г. (24 года)). Анализ показал спад почти в два раза по отношению к среднемноголетнему значению за 60 лет (1956–2015 гг.) объемов на шлюзование за 24 года (1992–2015 гг.) и почти в три раза – за 36 лет (1956–1991 гг.) эксплуатации водохранилища, что говорит о значительном снижении интенсивности речного судоходства на Каховском водохранилище и по всему Днепру после 1991 г. Общие и удельные расходные показатели воды на гидроэнергетику, орошение и водоснабжение из акватории Каховского водохранилища за рассмотренные периоды его эксплуатации практически близки к среднемноголетним объемам его водопотребления за 60 лет эксплуатации.
Ключевые слова: водохранилище, водный баланс, водные ресурсы, показатели, оценка, период шлюзования, орошение, водоснабжение, эффективность (с. 31–40).

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

УДК 332.14:352/354

В. С.  К Р А В Ц И В,
профессор, доктор экономических наук, директор,

© Кравцив Василий Степанович (Kravtsiv Vasilii Stepanovich), 2017; е-mail: kravciv@ukr.net;

И. З.  С Т О Р О Н Я Н С К А Я,
профессор, доктор экономических наук,
замдиректора по научной работе,

© Сторонянская Ирина Зеновьевна (Storonyanskaya Irina Zenov’evna), 2017; е-mail: istoron@i.ua;

П. В.  Ж У К,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник,
ведущий научный сотрудник
© Жук Петр Владимирович (Zhuk Petr Vladimirovich), 2017; е-mail: pzhuk@ukr.net.

ГУ «Институт региональных исследований
имени М.И. Долишнего НАН Украины»
(Львов)

РЕФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Резюме

Проведен анализ первых результатов реформы территориальной основы местного самоуправления в Украине. Отражены ее достижения. Отмечено, что в течение 2015 г. в Украине были созданы 159 объединенных территориальных общин, получивших бюджетную самостоятельность и более широкие полномочия в решении вопросов местного значения, однако в 2016 г. процесс объединения общин затормозился. При этом проявился ряд проблем, негативно влияющих на процессы реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. В частности, отмечены трудности реализации реформы по принципу добровольности объединения общин, недостатки действующего методического инструментария объединения общин.
Сделан акцент на доминировании фактора финансовой состоятельности при формировании объединенных территориальных общин, что нивелирует другие общественно важные принципы их создания из-за несоответствия действующей бюджетной системы задачам, которые следует решать при реформировании административно-территориального устройства страны. Указано на малую долю собственных поступлений местных бюджетов в Сводном бюджете государства, несовершенство действующих механизмов государственной поддержки бюджетов территориальных общин.
Обращается внимание на необходимость углубления законодательно-нормативного и организационного обеспечения реформы; внесение изменений в отдельные положения Конституции Украины, в частности – относительно принципа добровольности объединения общин; отказа от формирования как недееспособных слишком малых и излишне больших по территории объединенных общин, в которых растет отдаленность между жителями и властью; создание в процессе административно-территориальной реформы условий и стимулов для саморазвития территориальных общин, реализации их социально-экономического потенциала, в том числе через дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, реальную бюджетную децентрализацию; внесение соответствующих изменений в методический инструментарий формирования территориальных общин.
Ключевые слова: территориальная организация власти, местное самоуправление, административно-территориальная реформа, бюджетная система, межбюджетные отношения (41–51).

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 336.77:347.27

И. В.  Ч Е Х О В А,
кандидат экономических наук,
завсектором экономики Института масличных культур НААН Украины,

© Чехова Ирина Валерьевна (Chekhova Irina Valer’еvna), 2017; е-mail: irina.chekhova_iok.naan@ukr.net;
С. А.  Ч Е Х О В,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник,
директор Исследовательской станции эфиромасличных и редких
сельскохозяйственных культур НААН Украины

(Запорожье)

© Чехов Сергей Анатольевич (Chekhov Sergеi Anatol’еvich), 2017; е-mail: sercheh@ukr.net;

Н. П.  Ш К У Р К О,
Генеральный директор
ООО «Просветительская производственно-коммерческая фирма «Сяйво»
(Нежин)

© Шкурко Николай Пантелеевич (Shkurko Nikolai Panteleevich), 2017; е-mail: ceo@siaivo.com

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ЛЬНА
Резюме

Представлена динамика производственных показателей на отечественном рынке льна, определена его доля в общей структуре рынка масличных культур, охарактеризована основная продукция масличного льна и льна-долгунца. Продемонстрированы направления потребления и ценовые позиции готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Детализирован состав участников и их конкурентные позиции на рынке льна. Выявлены причины разбалансированности функционирования цепочки: создание новых сортов – производство оригинальных семян – производство товарных семян – переработка – реализация – регулирование рынка.
Основными тенденциями на отечественном рынке льна являются: незначительная доля льна в общей структуре производства масличных культур; сокращение посевных площадей; различие рыночных трендов масличного льна и льна-долгунца; низкий уровень производственных показателей; отсутствие сортообновления и развитой системы семеноводства льна; локальность перерабатывающего сектора; низкий уровень конкуренции среди участников рынка; преобладание экспорта сырья; ограниченность инструментария регуляторной политики льноводства. Главные изменения за период исследования состоят в том, что тенденция прошлых десятилетий относительно концентрации посевов масличного льна в зоне Степи сейчас не актуальна, поскольку его посевы постепенно распространяются в зоны Лесостепи и Полесья, а посевы льна-долгунца распределяются почти поровну в зоны Полесья и Лесостепи. Из-за высокой рыночной цены семена льна являются предметом экспорта, но в последние годы меняется соотношение в направлениях потребления льна: внутренний спрос на льняное масло, семена, льноволокно медленными темпами растет, и эти товары постепенно занимают отдельные полки в магазинах. Безотходность готовой продукции и неприхотливость при выращивании предоставляют льну перспективы для возрождения в Украине.
Ключевые слова: рынок, субъекты рынка, масличный лен, лен-долгунец, производство, переработка, ценовая конъюнктура (с. 52–63).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 330.15:338.2:553.04

В. В. М А Т Ю Х А,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
ведущий научный сотрудник отдела комплексной оценки
и управления природными ресурсами,

© Матюха Владимир Викторович (Matyukha Vladimir Victorovich), 2017;
e-mail: matiukha@ukr.net;
Е. Н.  С У Х И Н А,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела

экономических проблем экологической политики и устойчивого развития
© Сухина Елена Николаевна (Suhina Elena Nikolaevna), 2017;
e-mail: olsuhina@ukr.net.

ГУ “Институт экономики природопользования
и устойчивого развития НАН Украины”
(Киев)

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Резюме

В статье охарактеризовано современное состояние минерально-сырьевого комплекса Украины, в том числе раскрыты основные причины неэффективного и нерационального использования недр.
Цель данной статьи заключается в разработке конкретных предложений по обеспечению сбалансированного развития минерально-сырьевого комплекса Украины в контексте долгосрочных перспектив на основе анализа современного состояния отечественной минерально-сырьевой базы и иностранного опыта государственного управления минерально-сырьевым комплексом.
Авторами обоснована необходимость институционального реформирования отечественной сферы недропользования и институционального механизма экологизации горных предприятий, поскольку из-за устаревших технологий ведения горных работ возрастает техногенная нагрузка на окружающую природную среду.
Статья содержит конкретные предложения по обеспечению сбалансированного (на основе баланса между объемами добычи полезных ископаемых и объемами их потребления) развития минерально-сырьевой базы, повышения эффективности и экономической отдачи горнодобывающей промышленности, а также потребностей национальной экономики в собственном минеральном сырье, при одновременном сохранении природы. Кроме того, внесены конкретные предложения по усовершенствованию системы государственного управления минерально-сырьевым комплексом Украины в целях исключения дублирования центральными органами исполнительной власти контрольных функций, связанных с обеспечением рационального использования недр.
Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, устойчивое развитие, горные отношения в отечественной сфере недропользования, институционализация сферы недропользования, экологизация горнодобывающего производства, модернизация, экономический механизм, финансовые инструменты (с. 64–79).

УДК 338.24:504.062

М. Ю.  З А Н И З Д Р А,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
Института экономики промышленности НАН Украины
(Киев)

© Заниздра Мария Юрьевна (Zanizdra Mariya Yur’evna), 2017; e-mail: mariya-mirabella07@yandex.ru.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
Резюме

Обеспечение устойчивого развития требует эффективного сочетания стратегий неоиндустриализации и экологизации экономики. Критерием успеха существующих подходов к экологическому регулированию неоиндустриального развития является преодоление зависимости высокой конкурентоспособности национальной экономики от уровня техногенной нагрузки на окружающую природную среду, то есть ресурсозависимости от отходоемкости производства. Согласно результатам межнациональных сравнений, разница между макроэкономиками по экономическим и экологическим показателям на глобальном рынке остается значительной.
Следовательно, важно определить наиболее эффективные подходы к экологическому регулированию неоиндустриализации на основе установления лучших социально-экономических и экологических результатов хозяйствования на макроуровне. Для этого предложен подход к двухкритериальной оценке экономико-экологической эффективности национальных экономик, который основывается на использовании интегральных индексов, разработанных в рамках исследований ООН, – глобальной конкурентоспособности и экологического следа. Предложенный подход позволяет учесть интенсивность и социально-экономическую целесообразность исчерпания доступной биоемкости, а также определить способность национальных экономик к развитию за счет реализации производственного потенциала. На основании этого оценен текущий уровень экономико-экологической эффективности Украины и обоснован выбор:
– лучших подходов к экологическому регулированию неоиндустриального развития, свойственных высококонкурентным национальным экономикам с профицитом биоемкости; при конкурентоспособности больше среднего уровня (> 4,5 балла) давление экологического следа удерживается в пределах доступной биоемкости;
– стран, которые можно считать эталонными (Финляндия, Швеция, Великобритания и Польша) по сравнению с Украиной по показателю емкости экосистем (≤ 100 гга) и которые достигли самого высокого уровня конкурентоспособности (> 4,03 балла), то есть являются экономически более эффективными при аналогичных или меньших ресурсных возможностях.
Ключевые слова: экологический след, индекс глобальной конкурентоспособности, экологическое регулирование, неоиндустриальное развитие (80–91).

____

РЕЗЮМЕ (на  английском языке)
____

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
                                                        



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE