MySite.Новости

04.03.2017

№2,2017

Кiлькiсть переглядiв: 464

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 330.342.3:338.45:330.46

Ю. М.  Х А Р А З И Ш В И Л И,
доктор экономических наук,
старший научный сотрудник,
главный научный сотрудник отдела проблем
регуляторной политики и развития предпринимательства,

© Харазишвили Юрий Михайлович (Kharazishvili Yurii Mikhailovich), 2017;
e-mail: yuri_mh@ukr.net;
В. И.  Л Я Ш Е Н К О,
профессор, доктор экономических наук,
завотделом проблем регуляторной политики
и развития предпринимательства

© Ляшенко Вячеслав Иванович (Lyashenko Vyacheslav Ivanovich), 2017;
e-mail: slaval@iep.donetsk.ua.
 Институт экономики промышленности НАН Украины
(Киев)

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ С ПОЗИЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Резюме

Статья посвящена анализу существующего состояния устойчивого развития промышленности с позиций экономической безопасности и научному обоснованию стратегических ориентиров составляющих и индикаторов Стратегий устойчивого развития промышленности Украины.
Цель исследования – разработка концептуальных принципов стратегий устойчивого развития промышленности Украины на средне- и долгосрочную перспективу с позиций экономической безопасности.
Создана методология идентификации состояния устойчивого развития промышленности Украины с позиций экономической безопасности и научного обоснования стратегических ориентиров достижения устойчивого развития с помощью адаптивных методов регулирования по теории управления, что включает два этапа: идентификацию и стратегирование. Разработаны три сценария развития и определены стратегические значения ключевых макропоказателей промышленности до 2020 г.
Для мониторинга состояния устойчивого развития промышленности Украины с позиций экономической безопасности предложена структура устойчивого развития, включающая социальную, экологическую и экономическую составляющие (в целом 30 индикаторов) и методологию для идентификации его уровня путем современной интегральной оценки.
Получены научно обоснованные стратегические ориентиры устойчивого развития промышленности Украины до 2020 г. по разным сценариям. По расчетам, наибольший эффект устойчивого развития промышленности будет при применении сценария полноценного устойчивого развития – равноудаленности интегральных индексов составляющих развития от их средних оптимальных значений. Стратегические ориентиры устойчивого развития, полученные с учетом чувствительности влияния каждой отдельной составляющей на интегральный индекс, являются задачей стратегического планирования на средне- или долгосрочную перспективу.
Таким образом, в случае выполнения стратегической цели достижения полноценного устойчивого развития, промышленность Украины может стать «драйвером» экономического роста вместо «дымящих труб».
Ключевые слова: устойчивое развитие, промышленность, экономическая безопасность, интегральный индекс, угрозы, стратегические ориентиры (с. 3-23).

УДК 339.7

Л. Л.  К И С Т Е Р С К И Й,
профессор, доктор экономических наук,
Директор Института международного делового сотрудничества,

© Кистерский Леонид Леонидович (Kistersky Leonid Leonidovich), 2017;
 e-mail: iibd@i.kiev.ua,
Т. В.  Л И П О В А Я,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов Национальной академии статистики, учета и аудита
 Государственной статистической службы Украины

© Липовая Татьяна Викторовна (Lipovaya Tatiana Viktorovna), 2017;
 e-mail: t.lipovaya@iprgroup.info.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Резюме

В Украине начата реформа по децентрализации системы государственного управления, предусматривающая обеспечение эффективного местного самоуправления, значительное усиление управленческой и финансовой состоятельности его органов. Современный опыт успешных экономик свидетельствует, что соблюдение законов, среди прочего, должно приводить к формированию в государстве экономических рычагов посредством справедливой уплаты налогов. Международные финансовые ресурсы (МФР) играют роль важного инструмента развития страны, что способствует проведению в стране-реципиенте институциональных реформ, развитию ключевых секторов экономики, реформированию законодательства и другим рыночным преобразованиям, создавая основу для притока в страну инвестиционного капитала и усиления взаимодействия с мировой экономикой. Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предоставило нам возможность налаживания сотрудничества в сфере привлечения МФР для экономических реформ путем внедрения децентрализованной системы управления (ДСУ) международными ресурсами, как это было сделано в Польше и многих других странах, вступивших или планирующих вступить в ЕС. ДСУ в основном состоит в передаче обязательств и ответственности за заключение контрактов от Представительства ЕС бенефициару, тогда как за ЕС остаются общая ответственность и контроль за результатами выполнения программ. Основная ответственность за получение и использование ресурсов будет лежать не на донорах, а на самой стране-реципиенте, которая самостоятельно планирует потребности во внешних ресурсах и разрабатывает планы привлечения и использования этих денежных средств, согласуя их с донорами.
Ключевые слова: международные финансовые ресурсы, децентрализованная система управления, экономические реформы, инструменты реформирования, верховенство права, Министерство финансов Украины, евроинтеграция, опыт Польши, «план Маршалла» (с. 24–36).

УДК338.242.2

И. Н. Г Р И Н Ю К,
аспирант кафедры учета и аудита
Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа

© Гринюк Ірина Миколаївна (Hryniuk Iryna Mykolaivna), 2017; e-mail: ira.hryniuk@gmail.com.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Резюме

Каждое четвертое предприятие имеет серьезные проблемы с получением платежей от своих покупателей. Неоплаченные счета увеличивают статью «дебиторская задолженность» в оборотных активах предприятия, тем самым лишая его способности правильно управлять своими денежными потоками. В целях оптимизации процесса инкассации дебиторской задолженности предложена модель управления дебиторской задолженностью. Данная модель состоит из восьми этапов, которые следует учитывать, планируя кредитную политику предприятия. Модель включает весь процесс от момента отгрузки до момента поступления денежных средств от дебитора. Предоставление товарных кредитов и реализация на условиях послеуплаты – необходимые составляющие деятельности предприятия. Именно поэтому следует разработать общие принципы предоставления товарных кредитов и сформировать кредитную политику. Важным моментом управления также является анализ существующих и будущих дебиторов. Необходимо критически изучить список дебиторов и идентифицировать тех, кто не придерживается платежного календаря. Значительное внимание нужно уделить маркетинговым мероприятиям в целях привлечения новых клиентов. При осуществлении операции по реализации на условиях кредита обязательным моментом является составление кредитного договора, в котором должны быть четко прописаны все условия, на которых будет предоставляться кредит: сроки поставок и оплаты, ответственность сторон. После операций на условиях кредита необходимо осуществлять постоянный контроль за сроками оплаты задолженности и получения денежных средств. При неуплате в срок следует обсудить возможные методы оплаты. При необходимости целесообразно привлекать специализированные агентства для управления инкассационными процессами, готовить дела для рассмотрения в суде или использовать задолженность как финансовый актив. Также необходимо постоянное повышение навыков и знаний по вопросам управления дебиторской задолженностью.   
Ключевые слова: дебиторская задолженность, дебиторы, инкассация, управление (37–48).

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 338.43 (049.3) (477) : 330.15

Е. В.  Ш У Б Р А В С К А Я,
профессор, доктор экономических наук,
завотделом форм и методов хозяйствования в агропродовольственном комплексе,

© Шубравская Елена Васильевна (Shubravskaya Elena Vasil’evna), 2017; e-mail: shubravska@gmail.com,
Е. А.  П Р О К О П Е Н К О,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела форм и методов хозяйствования в агропродовольственном комплексе

© Прокопенко Екатерина Алексеевна (Prokopenko Ekaterina Alekseevna), 2017; e-mail: k_prokopenko@ukr.net.
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
 (Киев)

СЦЕНАРНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ
В УСЛОВИЯХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Резюме

В современных условиях структура сельского хозяйства все больше кор-ректируется в связи с необходимостью адаптации производства к наращива-нию интенсивности климатических изменений. Эти изменения могут иметь как положительные результаты, так и отрицательные последствия – в зависи-мости от природно-климатических особенностей сельскохозяйственных тер-риторий. Адаптация к изменению климата требует практически от всех сель-скохозяйственных производителей и других субъектов пищевой цепочки вне-дрения новых методов хозяйствования и внесения системных изменений в стратегии своей деятельности.
Хотя Украина пока не входит в перечень государств, наиболее уязвимых к глобальным климатическим изменениям, все же последствия таких изменений становятся все ощутимее и на ее территории. С целью оценки вероятных по-следствий для отрасли и агропроизводителей от структурной коррекции про-изводства в направлении его адаптации к климатическим изменениям на осно-ве использования новаций была построена аналитическая модель. В этой мо-дели влияние изменений климата на сельское хозяйство отражено колебания-ми отраслевой структуры производства по ведущим сельскохозяйственным культурам, а также по поголовью крупного рогатого скота как важной состав-ляющей рационального сельского хозяйства.
В контексте исследования влияния климатических изменений на развитие сельскохозяйственного производства и оценки результатов внедрения адапта-ционных технологий предложены индикаторы успешности внедряемых мер: стабилизация и рост уровня гумуса; снижение волатильности урожайности всех видов выращиваемых культур; рационализация структуры сельскохозяй-ственного производства.
Указано также на необходимость сосредоточиться на оценке уязвимости природных ресурсов (особенно в зоне Степи) и готовности сельскохозяйст-венных производителей адаптироваться к изменению климата, на содействии малым и средним производителям в расширении источников финансирования мер по внедрению адаптационных практик, на становлении действенной сис-темы субсидированного агрострахования (в частности, от погодных рисков).
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, климатические изме-нения, экологические ограничения, рациональное сельское хозяйство (49–60).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 338.48

Б. В.  Б У Р К И Н С К И Й,
профессор, доктор экономических наук, академик НАН Украины, директор,
© Буркинский Борис Владимирович (Burkinskii Boris Vladimirovich), 2017; e-mail: іprei@odessa.ukr.net
А. И.  М А Р Т И Е Н К О,
доктор экономических наук, старший научный сотрудник,
завотделом экономического регулирования природопользования,

© Мартиенко Антонина Ивановна (Martienko Antonina Ivanovna), 2017; e-mail: amartienko@ukr.net
Н. И.  Х У М А Р О В А,
доктор экономических наук, старший научный сотрудник,
главный научный сотрудник отдела экономического регулирования природопользования

© Хумарова Нина Ипполитовна (Khumarova Nina Ippolitovna), 2017; e-mail: khumarova@nas.gov.ua
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины (Одесса)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В УКРАИНЕ
Резюме

Расширение рыночных отношений во всех сферах национальной экономики, в том числе и в рекреационно-туристическом секторе, определяется развитием отношений собственности на основные фонды, оборотные активы и природные ресурсы. В рекреационно-туристическом бизнесе техногенные факторы производства относятся в основном к частной собственности субъектов хозяйствования, а природные ресурсы, используемые ими, находятся в государственной и коммунальной собственности, что закладывает конфликт интересов. Отсутствие единой государственной политики в сфере развития отношений по присвоению природных ресурсов на основе функционирования определенных форм, прав собственности и ограничений, касающихся форм, прав и субъектов собственности, приводит к тому, что пользователи природных ресурсов извлекают экономические выгоды без "присвоения" негативных убытков окружающей природной среде, а общество – негативные внутренние и внешние конфликты, то есть "присваивает" социо-эколого-экономический ущерб. Это объясняется тем, что полномочия по управлению рекреационной и туристической деятельностью и использованием природных ресурсов в этой сфере распылены между разными органами государственного управлениями, деятельность которых не обеспечивает экосистемный и полифункциональный подходы к использованию природных ресурсов рекреационно-туристического назначения. Отсутствуют также научно обоснованная политика по функционированию отношений собственности на рекреационно-туристические природные ресурсы и механизм реализации преимуществ в зависимости от форм и прав собственности.
Такая ситуация снижает пополнение государственного и местных бюджетов и дальнейшее эффективное распределение средств, полученных от использования общенародной собственности на природные ресурсы; препятствует определению результативных субъектов собственности.
Предложено расширить полномочия Департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины или создать как альтернативу координирующий орган по координации использования природных ресурсов и развитию рекреационно-туристической деятельности на основе перераспределения компетенции, прав, обязанностей и функций уже существующих структур для формирования единой политики государства по совершенствованию использования рекреационно-туристических природных ресурсов и повышению эффективности рекреационно-туристической деятельности.
Ключевые слова: рекреационно-туристические природные ресурсы, отношения собственности, государственное распоряжение, собственность на рекреационно-туристические природные ресурсы, институциональная среда, социо-эколого-экономические ограничения, формы и права собственности на природные ресурсы и техногенные факторы производства (с. 61–73).

МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

УДК 339.9:33.025.16:338.121[(470+571)-025.44(477)]

А. А.  Г Р И Щ Е Н К О,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента внешнеэкономической деятельности
и международного бизнеса
Украинско-американского гуманитарного института
«Висконсинский международный университет  (США) в Украине»
(Киев)

© Грищенко Андрей Анатольевич (Grіshchenko Andrеi Anatol’еvіch), 2017;
e-mail: hryschenko@ukr.net.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ
КАК ФАКТОР ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УКРАИНЕ

Резюме

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного анализа исследовательских позиций сторонников и противников антироссийских экономических ограничений, а также необходимостью предоставлять комплексную оценку эффективности политики применения антироссийских санкций. Такие ограничения ввели страны, входящие в ЕС, НАТО, а также Япония и Австралия в отношении России в ответ на аннексию ею Крыма в 2014 г. и участие в боевых действиях против Украины на стороне сепаратистов. Россия, в свою очередь, запретила импорт продовольственных товаров из стран ЕС. В результате мировой экономический порядок претерпел кардинальные изменения: фактически началась мировая торговая война.
Для достижения цели исследования, которой являются обобщение и комплексная оценка эффективности исследовательских позиций относительно антироссийских экономических ограничений, были поставлены и решены следующие задачи: во-первых, сделан обзор научных публикаций отечественных и зарубежных ученых. При этом особое внимание было обращено на предложение Дж. Сороса и отзывы на него В. Гейца и А. Шарова о предоставлении Украине помощи (по оценкам британских специалистов, в объеме 50 млрд. дол.), наподобие той, которую США предоставили странам Европы, по образцу «плана Маршалла». Во-вторых, проведен анализ прогнозов аналитиков Всемирного банка о влиянии на экономику России международных ограничений. В-третьих, проанализированы статистические показатели состояния российской экономики за 2014–2015 гг. и I квартал 2016 г.
Решение поставленных для достижения цели исследования задач дало основания сделать следующие выводы: экономические ограничения, которые развитые страны применяют к России, соответствуют национальным интересам Украины и являются сдерживающим фактором остановки российской экспансии по отношению к нашей стране. Однако экономические санкции не могут быть постоянными, поэтому в Украине необходимо разработать и принять на законодательном уровне стратегию реализации национальных экономических интересов с учетом отмены антироссийских экономических ограничений.
Ключевые слова: мировой экономический порядок, национальные интересы, глобальная торговая война, международные экономические ограничения, антироссийские санкции, аннексия, эмбарго (с. 74-85).

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОЧИТАННЫМ

УДК 330.865:65

В. М.  Г Р А Н А Т У Р О В,
доктор экономических наук,
профессор кафедры управления проектами и системного анализа,

© Гранатуров Владимир Михайлович (Granaturov Vladimir Mikhailovich), 2017; e-mail: vmgrant@ya.ru
И. А.  К О Р А Б Л И Н О В А,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории

© Кораблинова Ирина Анатольевна (Korablinova Irina Anatol’evna), 2017; e-mail: korablinova.irin@gmail.ru
Одесская национальная академия связи имени А.С. Попова

КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ»: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРИМЕНИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ
Резюме

Целью статьи является рассмотрение книги Н. Талеба "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости". Новый всплеск интереса к ней был вызван посещением автора Украины и проведением семинара "Черный лебедь: побеждать и выигрывать в мире хаоса". Активная рекламная компания информационных партнеров семинара провозглашает, что в ней автор дает собственную методологию достижения успеха в современных непредсказуемых условиях.
Вместе с тем, как показывает анализ этой работы, попытка объяснить то, что тот или иной автор приобрел благодаря своему опыту, не всегда может быть корректным с научной точки зрения.
Автору понадобилось 528 страниц текста, чтобы привести известное мнение авторитетных ученых, что мир социальных наук преисполнен степенных законов. Отсюда вытекает тривиальный вывод: во избежание ошибок при изучении и использовании случайностей, связанных с редкими событиями, следует применять инструментарий, основанный на использовании степенного закона распределения вероятностей. При этом предложения или хотя бы примеры практического использования данного закона автор не дает.
Характер изложения материала и его аргументация не всегда достаточно убедительны, а часто еще и логически противоречивы. Это четко проявляется в предложенных автором "своих" средствах борьбы с "Черным лебедем" и стратегии этой борьбы, являющихся переупаковкой известных идей.
Как следствие, мы высказали мнение, что работа не содержит ничего нового, и вопрос об отнесении ее к научной теории по меньшей мере дискуссионен.
На наш взгляд, подобные произведения несут в себе определенную опасность. Без базовой теоретико-методологической подготовки читатели могут стать тем же "Черным лебедем" для развития науки и экономического образования. Это требует от научного сообщества разъяснения подобных концепций, выявления противоречий в их изложении, анализа целесообразности применения в практике отечественного бизнеса.
Ключевые слова: случайность, неопределенность, редкие события, закон распределения вероятностей, концепция, стратегия, применение (с. 86–95).

______

РЕЗЮМЕ (на английском языке)
 
______

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ





» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №9,2017
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
№11,2016
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.45.01 В. Л.  М А З У Р, профессор,... »
№10,2016
Вышел в свет №10,2016 ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ УДК 336.1 В.... »
№9,2016
  Вышел в свет №9,2016 УДК 339.9 В. С.  Б У Д К И... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE