MySite.Новости

18.10.2017

Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.

Кiлькiсть переглядiв: 45
 
 
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ
УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477) 
В. М.  Г Е Е Ц,
профессор, доктор экономических наук,
академик НАН Украины,
директор ГУ "Институт экономики 
и прогнозирования НАН Украины",
Главный редактор журнала "Экономика Украины"
(Киев)
© Геец Валерий Михайлович (Heyets Valerii Mykhailovich), 2017;
 e-mail: gvm@ief.org.ua
 
 
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
НА ПУТИ К РЕКОНСТРУКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
 
Часть І. От космополитического универсализма к эволюционно-институционной трактовке хозяйственного развития
Резюме
Статья посвящена вопросам трансформационных изменений, необходимых в сфере экономики и политики, и преодоления на этом пути политического цикла в экономической политике, с учетом процессов децентрализации и усиления роли национальных государств по обеспечению защиты социальных и экономических интересов в условиях формирования новой социальной реальности человекоцентричного характера с новыми экономическими отношениями. Ключевым должен стать процесс подъема на новый уровень социального капитала на основе развития человеческой личности, который в политико-экономическом смысле должен быть способным вывести на путь развития и страну, и ее экономику.
Главная задача нашего государства – обеспечить реализацию политики, направленной на формирование такого уровня конкурентоспособности национальной экономики, который бы позволил в условиях нового характера трансформаций глобализационных экономических процессов быть достойным субъектом в системе международных и межэкономических отношений, способным защитить национальные интересы, всесторонне ориентируясь на политику избегания угрожающей задолженности. Последняя углубляет социальное расслоение и происходит под давлением современной мировой финансовой архитектуры, вследствие использования в том числе финансовых инновации, которые приносят более высокие доходы, ограничивая тем самым инвестиции в реальный сектор и тормозя темпы экономического роста. В таких условиях, соответственно, повышается степень зависимости национального государства от международных кредиторов. Это является результатом глобального доминирования космополитического универсализма, преодоление которого связано, по нашему мнению, с развитием эволюционно-институциональных подходов в экономической политике, реализация которой предусматривает существенный рост ответственности национальных правительств, а это, в свою очередь, актуализирует идеологию историцизма, в том числе в экономической теории. В Украине развитие логико-исторических основ рыночных отношений связано с именем всемирно известного ученого-экономиста М. Туган-Барановского, что подтверждает наличие в украинской экономической науке определенных исторических традиций, дающих основания для поиска путей достижения успеха в современных условиях. 
Ключевые слова: системные трансформации, политический цикл, социальный капитал, человеческая личность, демонополизация, рыночный фундаментализм, сетевые системы, корпоративные интересы, национальные интересы, эволюционно-институциональный подход, демократический капитализм (с. 3–17).
 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
 
УДК 334.021:622.33
А. И.  А М О Ш А,
профессор, доктор экономических наук, 
академик НАН Украины,
директор
© Амоша Александр Иванович (Amosha Аleksandr Ivanoviih), 2017;
e-mail: аmocha@nas.gov.ua;
Д. Ю.  Ч Е Р Е В А Т С К И Й,
кандидат технических наук, 
старший научный сотрудник, 
завотделом проблем перспективного развития
топливно-энергетического комплекса
© Череватский Даниил Юрьевич (Cherevatskii Daniil Yur’еvich), 2017;
e-mail: cherevatskyi@nas.gov.ua,
И. П.  П Е Т Р О В А,
кандидат экономических наук,
научный сотрудник отдела 
проблем регуляторной политики и развития предпринимательства
© Петрова Ирина Павловна (Petrova Irina Pavlоvna), 2017; 
e-mail: petrova_I@nas.gov.ua 

Институт экономики промышленности НАН Украины
(Киев)
 
О КЛАССИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 
В СФЕРЕ УГЛЕДОБЫЧИ
Резюме 
Дальнейшее существование государственных шахт невозможно без привлечения частных инвестиций. В этом плане наиболее перспективна корпоративная разработка шахтного поля, которая является формой сотрудничества частной фирмы, имеющей, по лицензии, собственный отвод в пределах шахтного поля государственной шахты и с использованием собственного оборудования ведет добычу угля, и государственного предприятия (шахты), предоставляющего фирме за плату технологические услуги по подъему, транспортировке, вентиляции, водоотливу, энергоснабжению и др. Научная дискуссия по интерпретациям этого феномена, в частности вокруг природы корпоративной разработки шахтного поля как формы государственно-частного партнерства, и наличие противоположных мнений выявили целесообразность разработки метода классификации моделей взаимодействия субъектов угледобычи, которые существуют по разным формам собственности. Следовательно, целью статьи является совершенствование классификации государственно-частных (публично-частных) партнерств в добывающих отраслях промышленности. Для обобщения разнообразных форм государственно-частного партнерства в работе использован поход на основе триграмм, содержащих признаки «собственность – финансирование – управление». Две триграммы, отвечающие положению двух субъектов (частого и государственного), образуют гексаграмму. Матрица гексаграмм содержит все возможные варианты моделей государственно-частного партнерства.
Доказано, что корпоративная разработка шахтного поля, являющаяся наиболее актуальной в плане развития шахт государственного сектора, не форма государственно-частного партнерства, но она может быть реализована как таковая через форму индустриального парка, созданного по концессионному соглашению между Минэнергоуголь Украины и частной управляющей компанией индустриального парка.
Ключевые слова: частная фирма, государственная шахта, государственно-частное партнерство, совместная деятельность, корпоративная разработка шахтного поля, форма, индустриальный парк (с. 18–30).
 
 
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ
 
УДК 336.71: 330.354
М. И.  З В Е Р Я К О В,
 профессор, доктор экономических наук, 
член-корреспондент НАН Украины,
ректор
© Зверяков Михаил Иванович (Zveryakov Mikhail Ivanovich), 2017; 
e-mail: rector@oneu.edu.ua,
Л. В.  Ж Е Р Д Е Ц К А Я,
доцент, кандидат экономических наук, 
доцент кафедры банковского дела 
© Жердецкая Лилия Викторовна (Zherdetskaya Liliya Viktorovna), 2017;
 e-mail: lzherdetska@gmail.com

Одесский национальный экономический университет
 
БАНКОВСКИЙ И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ: 
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ 
Резюме
Оценены причинно-следственные связи между уровнем экономического роста и развитием банковской системы Украины за период 1995–2016 гг. Для оценки роста экономики обоснована целесообразность использования индекса промышленного производства, а для оценки развития банковской системы – динамики ее чистых активов. Тестирование проводилось с помощью метода Грейнджера с временным лагом 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. Результаты эмпирических исследований чувствительны к стадии экономического цикла: в периоды нестабильности экономическая динамика определяет развитие банковской системы, а в фазе оживления и роста активов банков – позитивно влияет на индекс промышленного производства. Таким образом, гипотеза следования за спросом (demand-following) подтверждается в периоды 2006–2016 гг. и в октябре 2008 г. – январе 2017 г.; гипотеза преимущества предложения (supply-leading) доказана для периода январь 2006 г. – сентябрь 2008 г. Такие результаты объясняются, во-первых, значительным количеством банковских, финансовых и экономических кризисов, которые имели место в Украине после обретения независимости, и, во-вторых, институциональными факторами экономического роста. Таким образом, сегодня уровень роста экономики в Украине остается нестабильным и обусловливает негативную динамику банковского сектора.
Ключевые слова: экономический рост, банки, реальный сектор экономики Украины, тест Грейнджера, гипотеза следования за спросом, гипотеза преимущества предложения (с. 31–48).
 
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
УДК 339.924(4Укр):061.1ЕС
Н. П.  Б У Т К О,
профессор, доктор экономических наук, 
завкафедрой менеджмента и государственной службы
Черниговского национального технологического университета
© Бутко Николай Петрович (Butko Nikolai Petrovich), 2017; 
e-mail: butko.mykola@ukr.net
 
БИФУРКАЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ ЯДРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЗИДАНИЯ УКРАИНЫ 
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННОГО КУРСА
Резюме
Европейский вектор модернизации государственного созидания в Ук-раине выделяет три его несущие конструкции: государственные органы власти; органы местного самоуправления; институты гражданского обще-ства. Провозглашенная Президентом Украины административная рефор-ма призвана изменить старую организацию власти и заложить основу для закрепления европейского опыта эффективного функционирования пуб-личной власти, прежде всего, на базовом уровне. 
Механизм функционирования регионов Украины в условиях децен-трализации должен строиться с учетом того, что это часть общегосудар-ственного пространства, где осуществляются полные циклы воспроизвод-ства человеческих ресурсов, основных и оборотных средств, части нацио-нального богатства.
Главными факторами, способствующими достижению установленных целей в системе регионального управления, являются урегулированная нормативно-правовая база в отношениях муниципальной собственности; распоряжение землей и другими природными ресурсами; глубокая децен-трализация властных полномочий.
Характерное условие реализации установленных направлений модер-низации системы региональной власти заключается в гармонизации не только общегосударственных и субнациональных интересов, но и учета субрегиональных особенностей, которые раньше исполнительной вла-стью не замечались, а местной – лишь констатировались. Региональные интересы – это объективно существующее явление, независимо от степе-ни их осознания. Интересы территориальных общин – это не просто усло-вие и  мотивация развития экономики, а именно та ее часть, которая опре-деляет всю территориальную организацию общества. 
Между тем сочетание государственных, региональных и местных ин-тересов не должно допустить  обострения противоречий между ними. С этих позиций управление региональными хозяйственными системами должно быть направлено на укрепление единого экономического про-странства, территориальной целостности и национальной безопасности страны.
Ключевые слова: бифуркация, территориальная община, властные полномочия, институциональная среда, стратегия развития, экономиче-ское пространство, региональное управление, интеграция (с. 49–64)
 
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
 
УДК 332.14:352.075+528.91 
С. И.  Г Р Е Ч А Н А Я,
доцент, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
© Гречаная Светлана Ивановна (Grechanaya Svetlana Ivanovna), 2017;
 e-mail: svigrech@gmail.com,
Ю. С.  Р О Г О З Я Н,
кандидат экономических наук, заместитель завотделом
проблем межрегионального сотрудничества
© Рогозян Юлия Сергеевна (Rohozian Yuliia Sergeevna), 2017; 
e-mail: j.s.rohozian@gmail.com

Институт экономико-правовых исследований НАН Украины
(Киев)
 
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
ОБЪЕДИНЕННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН 
Резюме
Реформа децентрализации и динамика законодательных изменений диктуют современной Украине важную задачу – обеспечить развитие объединенных территориальных общин для общей общественной трансформации страны. 
Бесспорно, одним из критериев оценки благосостояния населения регионов является состояние их инфраструктурных отраслей, которое на современном этапе развития всей национальной экономики трудно назвать удовлетворительным, поэтому в данной статье доказывается необходимость анализа инфраструктурных объектов, пострадавших от военных действий в Луганской и Донецкой областях, для чего выбран картографический метод исследования (как на уровне региона и объединенных территориальных общин, так и на уровне отдельных районов и городов).
Также обосновывается целесообразность выбора объектов по трем составляющим инфраструктуры: производственной, транспортной и информационной, для анализа которых разработана соответствующая методика, основанная на ранжировании количественных показателей инфраструктурной системы территориальных общин Луганской области, укрупненных для наглядности до территорий районов и городов. Согласно методике проведены количественные подсчеты имеющихся объектов по каждому виду инфраструктуры региона, присвоены им соответствующие бальные оценки, выполнено ранжирование показателей. Построена карта-схема инфраструктуры сотрудничества территориальных общин на примере Луганской области, которая демонстрирует структурное соотношение основных элементов инфраструктуры по каждой административно-территориальной единице области. Согласно результатам проведено группирование территориальных общин по степени развитости инфраструктуры, выделены наиболее успешные районы и аутсайдеры региона.
Указано на недостаточный потенциал инфраструктуры, оставшейся на подконтрольной украинской власти территории Луганской области. Предложено использовать углубление процессов децентрализации для преодоления существующих проблем, а результаты деятельности вновь созданных объединенных территориальных общин – как стимул для дальнейшей модернизации инфраструктуры всего региона.
Ключевые слова: картографический метод, объединенные территориальные общины, развитие, сотрудничество территориальных общин, производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, информационная инфраструктура, методика (с. 65–73).
 
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 336.5:339.923
В. П.  К У Д Р Я Ш О В,
профессор, доктор экономических наук, 
завотделом государственных финансов
Научно-исследовательского финансового института
"Академия финансового управления"
(Киев)
© Кудряшов Василий Павлович (Kudryashov Vasilii Pavlovich), 2017; 
e-mail: kvp.kudrya@gmail.com
 
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЕС
В ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Резюме
Проанализированы изменения в политике государственных расходов в ЕС, осуществляемые в целях преодоления разбалансированности в фис-кальной сфере и поддержания экономического роста и финансовой ста-бильности в послекризисный период. Рассмотрены разные теоретические подходы к решению таких проблем – от увеличения государственных расходов на основе использования механизмов бюджетного дефицита до применения мер бюджетной экономии. Указано, что фискальная коррек-тировка направляется на решение задач фискальной консолидации, а по-литике расходов принадлежит ведущая роль в ее реализации. Применение мер жесткой экономии осуществляет значительные негативные влияния на развитие экономики и денежно-кредитной системы, что обусловливает необходимость внесения изменений в части их нейтрализации. Сделаны выводы, что политика государственных расходов должна направляться не только на фискальную корректировку, но и на поддержание экономиче-ского роста и финансовой стабильности. Такие задачи решаются путем внесения изменений в объемы расходной части сектора государственного управления, а также в их структуру. Определены категории расходов, ис-пользуемые в  ЕС в целях осуществления позитивных влияний на показа-тели экономической динамики. Проведен анализ реализации таких под-ходов в ЕС в послекризисный период с учетом влияний институциональ-ных факторов. Освещены их позитивные результаты, а также проблемы, которые предусматривается решить. Сделаны выводы, что опыт внесения изменений в политику государственных расходов в ЕС приобретает важ-ное значение при проведении фискальной политики в Украине ввиду не-обходимости продолжения фискальной консолидации, а также поддержа-ния экономического роста, стабилизации финансовой ситуации и повы-шения реальных доходов населения. 
Ключевые слова: фискальная политика, политика расходов, полити-ка доходов, фискальная консолидация, фискальная корректировка, жест-кая экономия (с. 74–90).
 
________
 
РЕЗЮМЕ (на английском языке) 
____
 
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 
 


» Все новости
Новости
Вышла электронная версия №12, 2017
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
№ 8, 2017 г.
УДК 339.74 ГЖЕГОЖ  В.  К О Л О Д К О, профессор,  директор... »
№7,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 338.24.021.8:94(477) В. Н.  Т А Р А С... »
№5-6, 2017г.
Уважаемые читатели!  FAUX J. – U.S. trade policy – time to start... »
№ 4, 2017 г.
УДК 339.97 В. Р.  С И Д Е Н К О, доктор экономических наук,  член-корреспондент... »
№ 3, 2017 г.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ   УДК 306.1 Т. И.  Е Ф И М Е... »
№2,2017
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК 330.342.3:338.45:330.46 Ю.... »
№1,2017
УДК 336.1:316.34 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор, доктор... »
№12,2016
УДК: 330:338.1 В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE