MySite.Новости

14.01.2015

№ 12, 2014 г.

Кiлькiсть переглядiв: 895
Вышел в свет № 12, 2014 г. журнала

НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

УДК 330.341.1
В. М.  Г Е Е Ц, 
академик НАН Украины, 
директор ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
(Киев)
Геец Валерий Михайлович – e-mail: gvm@ief.org.ua
 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ УКРАИНЫ

В современном мире разворачивается очередная промышленная революция, ведущая к изменению и энергетики, и экономики, и мира в целом. В ходе таких изменений именно промышленность  во взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями даст возможность сформировать новую инфраструктуру развития. Это справедливо даже для тех сфер, которые удовлетворяют потребности как в сохранении здоровья (главной жизненной ценности), так и в развлечениях и отдыхе, не говоря уже об образовании и научной деятельности, где достичь успеха без собственной высокоразвитой обрабатывающей промышленности невозможно.
Важно определиться с тем, что, каким образом и с какими результатами в развитии промышленности может решать рынок, а что – обеспечит успех за сет централизованного влияния с использованием инструментов развития необходимого в будущем промышленного производства и экономики в целом. Особенно это касается тех видов деятельности, от которых зависит успешная реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих инновации будущего.
Современный мир характеризуется потребностью актуализировать во многих странах процессы реиндустриализации, содержание которых состоит в преодолении крайне низких темпов экономического роста за счет подъема, прежде всего, отраслей обрабатывающей промышленности. К числу стран, которые первыми должны осуществить реиндустриализацию, относится и Украина. Без дальнейшего наращивания своего промышленного потенциала она окажется среди стран, не способных самостоятельно решать имеющиеся социальные проблемы, особенно за счет креативных способностей населения.
Новая волна промышленной революции потребует и изменения содержания промышленной политики с матричной схемой построения взаимосвязей, согласно которой интегрированными должны быть ее вертикальная и горизонтальная составляющие. Благодаря такому подходу промышленная политика центрального правительства согласуется с региональной политикой и бизнес-инициативами, что позволит привлечь к этому процессу более широкие слои населения.
С учетом важности и безотлагательности поднятой в статье темы, редакция начинает на страницах журнала научную дискуссию и призывает всех желающих принять в ней участие. 
Ключевые слова: промышленная революция, технологическое отставание, реиндустриализация, индустриальная модернизация, коммерциализация социума, имплементация инноваций, политика развития, инновационные процессы, институты развития (с. 4–19).

УДК 339.726.2
 
А. Н.  Ш А Р О В, 
профессор, доктор экономических наук, 
завсектором 
Национального института стратегических исследований
(Киев)
Шаров Александр Николаевич – e-mail: osharov@niss.gov.ua.
 
ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: УРОКИ "ПЛАНА МАРШАЛЛА" И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ УКРАИНЫ 

В статье рассмотрен опыт  реализации «плана Маршалла» в послевоенной Европе. В частности, подчеркнуто, что «план Маршалла» появился в рамках «доктрины Трумэна», которая стала ответом на речь У. Черчилля, в которой он сообщил о том, что СССР «опустил железный занавес в Европе от Щецина до Триеста». В порядке развития этой доктрины американский госсекретарь  Дж. Маршалл в своей речи в Гарварде призвал предоставить массированную экономическую помощь в восстановлении послевоенной Европы. На то время это была заметная новация, поскольку впервые зарубежная помощь использовалась для достижения внутренних политических и экономических целей. Анализ практики реализации этого плана позволяет выделить ряд уроков, которые необходимо усвоить в будущем.
Первый урок заключается в том, что план экономической помощи такого масштаба должен быть составной частью более глобальной доктрины, которая  четко определяет место Украины в современном мире.
Второй урок – это интеграционная направленность «плана Маршалла», который стал первым этапом современной евроинтеграции. «План Маршалла» был, по сути, первым элементом реальной европейской экономической интеграции.
Третий урок – создание специального учреждения по управлению «планом Маршалла» (Администрации экономического сотрудничества).
Четвертый урок заключается в необходимости четкой программы экономических реформ, которая исходила бы от страны-реципиента.
Пятый урок указывает на то, что «план Маршалла» был эффективным, потому что это была «скорая помощь»: Дж. Маршалл выступил с инициативой в июне 1947 г., через год он уже начал действовать, а еще через три года – успешно завершился. 
И, наконец, шестой урок показывает, как важно иметь влиятельного политика- «тяжеловеса», который стал бы «новым Дж. Маршаллом», чтобы протолкнуть и «придать ускорение» такому амбициозному плану.
На основе всего сказанного автор попытался наметить повестку дня «нового плана Маршалла» для Украины.
Ключевые слова: «план Маршалла», экономика Украины, международная финансовая помощь, восстановление экономики.
 
 
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
 

УДК 334.02:338.27:339.13
 
Н. И.  С О Л О В Ь Е В А,
доктор экономических наук, 
профессор кафедры менеджмента и администрирования 
 Херсонского государственного университета, 
руководитель «Регионального центра прогнозно-плановых инициатив»

Соловьева Нина Игоревна (Solov’еva Nina Igorеvna) – e-mail: nisolovyova79@yandex.ua.


ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ 
 

Консолидация стратегических предпочтений в сфере бюджетного планирования, государственного прогнозирования и программирования нуждается в интегрирующем фундаменте. Существует большое количество факторов, которые центрам управления системой государственного прогнозирования и стратегического планирования не известны вследствие трудностей с их предвидением. Как правило, активные элементы этой системы лучше информированы о таких не известных центру параметрах: коррупционные механизмы распределения бюджетных средств по направлениям реализации целевых программ или семейно-кумовские отношения в сферах принятия государственных, региональных и местных управленческих решений. Неформальные отношения в системе государственного программирования и бюджетного финансирования вынуждают выдавать индивидуальные стратегические приоритеты за общенациональные. Решить эту проблему может только факт социального заказа, наличием которого определяется приоритетность бюджетного решения. Сложность внедрения инновационных методов государственного управления обусловливается высокой степенью отчуждения значительной части субъектов хозяйствования от государственных целей развития. В первую очередь, этому способствуют условия индивидуализации, хозяйственные раздробленности и глубокой дифференциации стратегических предпочтений хозяйствующих субъектов. Каждая стратегическая альтернатива «государственным целям» должна иметь на поверхности отклика «общественных целей» соответствующий социальный заказ. Если в сфере общественного планирования государственная стратегическая альтернатива не находит отклика или имеет новое множество правил общественных предпочтений, то такая альтернатива должна корректироваться в сторону уменьшения государственного финансирования. Предлагается соответствующий механизм «интеграции государственных и общественных стратегических ориентиров в системе государственного планирования».
Ключевые слова: государственное прогнозирование, государственное стратегическое планирование, бюджетное планирование, общественные и государственные приоритеты.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
 
УДК 332.14
 
Ю. М.  Х А Р А З И Ш В И Л И, 
доктор экономических наук, 
старший научный сотрудник, главный научный сотрудник
отдела макроэкономического прогнозирования и исследований теневой экономики
Национального института стратегических исследований
(Киев),
Е. В.  Д Р О Н Ь, 
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры экономики предприятия
Черновицкого торгово-экономического института КНТЭУ

Харазишвили Юрий Михайлович (Kharazishvili Yurii Mіkhailovіch) – e-mail: kharazishvili@niss.gov.ua;
Дронь Евгения Валерьевна (Dron’ Evgeniya Valer’еvna) – e-mail: ev_dron@mail.ua.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК НОВЕЙШИЙ ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
 
Сегодня основной задачей экономических исследований является определение необходимых условий для эффективного, стабильного и безопасного функционирования целостной социально-экономической системы государства, а также сути сотрудничества его регионов, направлений их кооперации и интеграции.
В статье предлагается метод, который выявляет суть межрегионального сотрудничества и дает возможность определить степень взаимозависимости административных областей Украины.
Такой подход основывается на использовании стереотипных макроэкономических подходов. В частности, адаптация и применение метода конечного использования при расчете ВВП на региональном уровне выявили его различия в части инвестиций, располагаемого дохода, предложения денег, экспорта и импорта товаров и услуг, а также связанные с межрегиональным взаимодействием. Это позволило определить динамику объемов дополнительного чистого межрегионального экспорта, характеризующую межрегиональное движение товаров и услуг.
Специфическая интерпретация официальных статистических данных по этому методу дает возможность оценить реальные объемы межрегионального движения товаров и услуг, а также выделить его теневую составляющую.
На основе исследования предлагаются для рассмотрения новые индикаторы («уровень экономической зависимости» и «уровень теневого «чистого» экспорта»), которые дополнительно характеризуют уровень экономической безопасности регионов Украины.
Также на базе оценки объемов межрегионального обмена товаров и услуг (в частности, дополнительного «чистого» межрегионального экспорта) предлагается способ ранжирования регионов и их распределения на категории «доноров» и «реципиентов». Доказано, что наилучший экономический результат для всех регионов будет достигаться в случае их согласованного сотрудничества в пределах единого государства. 
Ключевые слова: метод конечного использования, ВРП, межрегиональное движение товаров и услуг, индикаторы, пороговые значения, экономическая безопасность.

УДК 330.12;338
 
В. В.  М О Р Т И К О В, 
доктор экономических наук,
профессор кафедры управления персоналом и экономической теории
Восточноукраинского национального университета имени В. Даля
(Луганск)
Мортиков Виталий Владимирович (Mortikov Vitalii Vladimirovich) – e-mail: mvitaly@ukr.net.
 
КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЗЛИШКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
 
Потребительский излишек является объектом внимания классической и неоклассической политэкономии (А. Маршалл). В постсоветских странах теория потребительского излишка  излагается в учебниках по микроэкономике. Цель статьи –анализ не только микроэкономических, но и макроэкономических аспектов проблемы потребительского излишка, исследование экономической политики, ориентированной на его перераспределение.
Уточняется концепция потребительского излишка. Рассматриваются информационные аспекты измерения потребительского излишка. Предложены некоторые индикаторы для обнаружения величины, изменений потребительского излишка: динамика реальной зарплаты, уровень потребительской активности и рыночной активности производителя, совокупные потребительские расходы, изменения в количестве покупателей в течение определенного времени, субъективная оценка индивидами своих доходов.
Имеет смысл дифференцировать все блага: полностью бесполезные; полезные, но за которые человек не готов платить их рыночную цену;  полезные, за которые человек готов платить рыночную цену, но не получать при их потреблении  потребительский излишек; полезные, при потреблении которых человек получает потребительский излишек.
Мы рассматриваем потребительский излишек на различных уровнях. С точки зрения автора, потребительский излишек может быть получен:  a) отдельным человеком от потребления определенного блага; б) всеми потребителями от потребления определенного блага; в) всеми потребителями страны от потребления всех благ (совокупный потребительский излишек). Структура совокупного потребительского излишка – его распределение между различными благами и группами населения.
Обосновывается потенциал государственной политики по перераспределению потребительского излишка. Предлагаются некоторые инструменты такого перераспределения через цены на блага потребительского назначения: административное регулирование цен; антимонопольные инициативы; изменения в налогообложении (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы); тарифы; субсидирование производителей путем компенсации их издержек.
Государство также может влиять на перераспределение потребительского излишка через готовность потенциальных потребителей платить за блага путем использования таких инструментов, как: регулирование минимальной зарплаты; подоходное налогообложение; индексация личных доходов; регулирование теневых доходов. Одна из особенностей украинской экономики – финансирование потребительских излишков за счет долгов с использованием социальных привилегий.
Влияние некоторых инструментов на перераспределение потребительского излишка противоречиво. Регулирование минимальной зарплаты может одновременно как увеличить, так и сократить потребительский излишек.
Ключевые слова: потребительский излишек, экономическая политика, инструмент экономической политики, регулирование потребительского излишка.

УДК 351
 
М. Р.  К О В А Л Ь С К И Й,
кандидат наук по государственному управлению,
доцент кафедры туризма и общенаучных дисциплин
Киевского университета славистики

Ковальский Максим Романович (Koval’skii Maksim Romanovich) – e-mail: zyccompany@ukr.net.

 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Рассмотрены актуальные вопросы в сфере государственного управления использованием земель рекреационного назначения. Акцент сделан на необходимости срочного совершенствования правовой и законодательной базы государственного управления использованием земель в целом и земель рекреационного назначения в частности; осуществлении контроля органами государственной власти; определении состава земель рекреационного назначения и их разграничения. На основе последних исследований проанализированы способы и методы управления использованием земель рекреационного назначения, осуществления контроля органами государственной власти, определения состава земель рекреационного назначения и их разграничения. Очерчена проблематика современных теорий и методов контроля в сфере государственного регулирования. 
Выделены следующие приоритетные задачи для решения проблем в сферах управления использованием земель рекреационного назначения, осуществления контроля органами государственной власти, определения состава земель рекреационного назначения: 
– предоставление специального статуса особо ценным землям рекреационного назначения;
– внесение изменений в действующее законодательство; 
– установление целевого назначения земельных участков; 
– утверждение землеустроительной и землеоценочной документации, касающейся образования новых земельных участков путем передачи соответствующих полномочий органам земельных ресурсов.
Отмечены следующие возможные улучшения благодаря выполнению поставленных задач: 
– в экономической сфере – повышение инвестиционной привлекательности украинского землепользования благодаря более рациональному использованию природно-ресурсного потенциала земель; увеличение эффективности производства;
– в экологической сфере – гарантирование техногенно-экологической безопасности жизнедеятельности человека, сохранения и обогащения окружающей среды; 
– в социальной сфере – улучшение условий труда и жизни сельского населения; создание и поддержка полноценной жизненной среды; сглаживание региональных отличий в условиях жизнедеятельности на всей территории Украины.
Ключевые слова: государственное управление, земли рекреационного назначения, использования земель.


ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ
 
УДК 336.1:352
 
И. С.  В О Л О Х О В А, 
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов
Одесского национального экономического университета
Волохова Ирина Семеновна (Volokhova Irina Semenovna) – e-mail: volokhovais@ukr.net.
 
МЕСТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ

В условиях развития гражданского общества становление финансово независимого местного самоуправления напрямую зависит от формирования устойчивого механизма обеспечения собственными финансовыми ресурсами, которые должны быть созданы в основном за счет поступлений местных налогов и сборов. При этом они выполняют не только фискальную функцию. Местные налоги и сборы предназначены также стимулировать предпринимательскую активность, развитие местного хозяйства, способствовать эффективному использованию природных ресурсов местного значения и т. д.
Несмотря на принятие нового Налогового кодекса Украины, согласно которому проведено тотальное реформирование всех местных налогов и сборов, расходы на их администрирование не соответствуют поступлениям. Местные налоги и сборы сохранили свою вспомогательную роль при формировании местных бюджетов. Зато местное налогообложение в Украине должно стать регулятором местного экономического развития. Во время его трансформации необходимо обеспечить реализацию всех общих принципов налогообложения и критериев, присущих налоговой политике развитых стран.
Цель статьи – исследование сущности местных налогов и сборов, а также особенностей реализации общих принципов налогообложения при их взимании.
Изучены особенности реализации общих принципов налогообложения при создании системы взимания местных налогов. Доказано, что общие принципы налогообложения, требования их использования на местном уровне были лишь частично учтены при принятии нового Налогового кодекса Украины. Существенный недостаток местного налогообложения – их незначительная фискальная доходность – должен быть устранен при дальнейших изменениях кодекса. Среди резервов мы предлагаем передачу некоторых общегосударственных налогов и сборов (платы за землю, экологического налога) на местный уровень, совершенствование механизма взимания налога на недвижимое имущество, сохранение и расширение существующего перечня местных сборов. Также доказано, что общие принципы налогообложения с целью их использования на местном или региональном уровнях должны быть уточнены и в определенных случаях обеспечиваться деятельностью органов государственной власти.
Ключевые слова: местные налоги и сборы, налогообложение, общие принципы налогообложения, органы местного самоуправления, общественные блага. 


НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
 

С. А.  Л Е В И Ц К А Я,
профессор, доктор экономических наук, директор
Учебно-научного института «Экономики, менеджмента и права»,
П. М.  С К Р И П Ч У К,
профессор кафедры менеджмента
Учебно-научного института «Экономики, менеджмента и права»
(Ривне)
Левицкая Светлана Алексеевна (Levitskaya Svetlana Alekseevna) – e-mail: levitska1@yandex.ru; Скрипчук Петр Михайлович (Skripchuk Petr Mikhailovich) – e-mail: skripchukpm@mail.ru.


О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ В ЕС
____

Содержание журнала «Экономика Украины» за 2014 год 
 


» Все новости
Новости
Вышел из печати журнал № 11-12, 2019 г.
№ 11-12, 2019 г. УДК 330. 341.424: 339.9 JEL: B.41 М. И. З В... »
Вышел из печати журнал № 9-10, 2019
№ 9-10, 2019 г. УДК 338:339:669.1 (477) А. И.  А М О Ш А, профессор,... »
Вышел из печати № 7-8, 2019 г.
  № 7-8, 2019 г.   ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 6, 2019 г.
№ 6, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 5, 2019 г.
№ 5, 2019 г. УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С. А. ... »
Вышла печатная версия журнала № 4, 2019
№ 4, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 3, 2019 г.
№ 3, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 2, 2019 г.
№ 2, 2019 г. УДК 330.101  П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышел из печати № 1, 2019 г.
№ 1, 2019 г. УДК 338.2; 330.101; 330.8 В. М.  Г Е Е Ц, профессор,... »
Вышла печатная версия журнала № 11-12, 2018 г.
№ 11-12, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати журнал № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE