MySite.Новости

15.06.2015

№ 3, 2015 г.

Кiлькiсть переглядiв: 619
Вышел в свет № 3, 2015 г. журнала
 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 338.242.4
Ю. В.  К И Н Д З Е Р С К И Й,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела экономического роста 
и структурных изменений в экономике
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
 (Киев)
Киндзерский Юрий Викторович (Kindzerskii Yurii Viktorovich) – e-mail: vkpp@ukr.net.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ В МИРЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ: УРОКИ ДЛЯ УКРАИНЫ *

Раскрыты роль и особенности применения госзаказа в экономической политике развитых стран. Показаны специфические черты государственных контрактов, позволяющие реализовать стимулирующую функцию госзаказа. Раскрыто содержание этой функции. Обращено внимание на необходимость различать понятия «закупки для государственных потребностей» и «закупки для общественных потребностей». Показана подчиненность категории «государственные закупки» по отношению к категории «государственный заказ». Освещены новые концепции развития системы госзаказа. Среди них выделена система «sustainable procurement», в основу использования которой положены принципы эффективности, экологичности и социальной полезности госзаказа. Показаны новые формы контрактов между государством и бизнесом в рамках указанной концепции (в частности, так называемые «контракты «нового поколения»», закрепляющие долгосрочное сотрудничество между сторонами по поводу привлечения инвестиций в создание социально значимых объектов и их дальнейшего обслуживания). Углубленно рассмотрены разновидности указанных контрактов – такие, как контракты жизненного цикла и долгосрочные партнерские соглашения. Особое внимание уделено раскрытию специфики технологии управления единым технологическим циклом реализации госзаказа в рамках специально созданного института – государственной контрактной системы.
Отдельно рассмотрены практика применения госзаказа и особенности контрактной системы в США и в некоторых странах ЕС. Показана структура Федеральной контрактной системы США, кратко освещены правовые основы использования и виды госзаказа в этой стране, раскрыта схема его формирования и выполнения в рамках названной системы. Приведены примеры применения госзаказа в США как инструмента, стимулирующего развитие отдельных категорий бизнеса и секторов экономики. Детально рассмотрена типология государственных контрактов, позволяющая повысить гибкость и эффективность такого инструмента. Указаны основные тенденции развития Федеральной контрактной системы США. Раскрыты специфичные черты и отличия систем госзаказа в таких странах ЕС, как Великобритания, Германия и Франция. Кратко изложены причины неразвитости и неэффективности в Украине института госзаказа. Сделан вывод о необходимости направить основной вектор реформирования указанного института в Украине на создание государственной контрактной системы, используя для этого опыт лучшей зарубежной практики.
Ключевые слова: государственный заказ, государственная контрактная система, государственная экономическая политика.

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК

УДК 338:31  
Б. Я.  К У З Н Я К,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики предприятия 
Полтавского национального технического университета 
имени Юрия Кондратюка
Кузняк Богдан Ярославович (Kuznyak Bogdan Yaroslavovich ) – e-mail: bananakris69@gmail.com.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ КООПЕРАТИВОВ В УКРАИНЕ

Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы впервые появились в конце ХХ в. Изначально они помогали крестьянам сбывать их продукцию, уменьшать расходы, увеличивать доходы, сегодня – занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, обеспечивают сельскохозяйственных производителей средствами производства, предоставляют производственные технологии, транспортные, ремонтные, строительные, маркетинговые и другие услуги.
Развитию кооперации посвящены труды многих ученых. Однако проблемы становления сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов в Украине остаются весьма актуальными. Ведь удельный вес продукции сельского хозяйства, реализуемой через кооперативы, составляет всего 1%, тогда как в большинстве стран мира – 50–80%.
Переломный момент в развитии сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов наступил после принятия Кабинетом Министров Украины постановления, которым предполагалось создать 10,5 тыс. обслуживающих кооперативов и выделялось 7,2 млрд. грн. В 2009 г. их количество выросло с 400 до 655. Однако следующее правительство (Н. Азарова) отложило выполнение этой программы.
В 2012 г. Программа развития СОК на 2013–2020 годы предполагала создание ежегодно не менее 700–800 кооперативов, но средств на это государством не выделялись. На конец 2014 г. было зарегистрировано 1017 кооперативов, из которых работало 668, или 1 кооператив на 30 населенных пунктов.
Развитие сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов сдерживают:
1) двойное налогообложение крестьянских и фермерских хозяйств. Несмотря на то, что СОКи имеют статус неприбыльных, в Налоговом кодексе соответствующая норма отсутствует;
2) потеря доверия крестьян к государству, которое является инициатором кооперативного движения и уже не раз обещало крестьянам значительные преимущества кооперации. Такое доверие обернулось для них потерей земли, свободы, ухудшением уровня жизни, голодомором. Большинство сельского населения не знает, что такое СОК, и ассоциирует его с колхозом, где все становится общим (земля, скот, техника и др.); 
3) отсутствие средств для создания обслуживающих кооперативов;
4) отношение местной администрации к созданию обслуживающих кооперативов (не считает это своей обязанностью);
5) монополизация рынка местной олигархией, которая по низким ценам скупает у крестьян их продукцию;
6) нехватка лидеров и кадров на селе, необходимых для организации обслуживающих кооперативов;
7) отсутствие развитого государственного совещательства.
Для развития сельскохозяйственных кооперативов необходимо:
– проводить последовательную политику поддержки формирования материально-технической базы кооперативов;
– организовывать систему информированности сельского населения и укреплять информационную базу;
– готовить в учебных заведениях лидеров кооперативного движения, в частности менеджеров-профессионалов;
– организовать совещательную службу среди потенциальных групп, которые могут создать обслуживающие кооперативы.
Ключевые слова: обслуживающие кооперативы, закон, налог, прибыль, посредник, государство, рынок.  

А. Н.  К А Р А Т Н Ю К,
аспирант кафедры экономической кибернетики
Одесского национального экономического университета
Каратнюк Анастасия Николаевна (Karatnyuk Anastasiya Nikolaevna) – e-mail: nreizvikh@gmail.com

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

В экономической литературе до этого времени приведенные сроки имеют разное толкование, а на практике допускается свободная их трактовка. Соответственно, это формирует широкое поле для осуществления научных исследований в этой сфере.
В результате осуществления капитализации в Украине возникли и функционируют разные формы агропромышленных формирований. На сегодня еще нет единого мнения относительно определения сущности и содержания главных сроков в аграрном секторе экономики. В связи с изложенным данная статья посвящена комплексному исследованию определений терминов "аграрно-промышленный комплекс", "аграрный сектор экономики", "аграрный рынок", "агрохолдинг" и "аграрно-промышленно-финансовая группа" в системе категориально-понятийного аппарата экономической науки.
Был выполнен сравнительный анализ данных сроков в отечественной и зарубежной законодательной и научной литературе. Рассмотрены основные положения, касающиеся формирования разных организационно-правовых форм объединений предприятий в сельском хозяйстве Украины. Процесс привлечения предприятий к производству продовольствия на разных стадиях (от снабжения материально-технических ресурсов до торговли готовыми пищевыми продуктами, в частности через систему общественного питания), которые объединили разнообразные функции по формированию предложения аграрной продукции, получил название "вертикальная интеграция", а совокупность основных и смежных отраслей по производству сельскохозяйственного сырья, его хранению, транспортировке, переработке, торговле – "агропромышленный комплекс".
В аграрном секторе экономики Украины вертикально интегрированные компании развиваются преимущественно в конгломеративных формах, которые юридически оформлены в виде разных объединений хозяйственных предприятий. Поэтому приведены особенности функционирования агрохолдингов как самой распространенной формы объединений предприятий, а также аграрно-промышленно-финансовых групп как менее распространенной формы объединений.
Ключевые слова: определение терминов агропромышленный комплекс, аграний сектор экономики, аграрный рынок, агрохолдинг, аграрно-промышленно-финансовые группы, категориально-понятийный аппарат экономики.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 316.42(477)
Е. В.  М А К А Р О В А,
доктор экономических наук,
заместитель директора 
ГУ «Институт демографии и социальных исследований 
им. М.В. Птухи НАН Украины»
(Киев)
Макарова Елена Владимировна (Makarova Elena Vladimirovna) – e-mail: makarova_h@ukr.net.

ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГІОНАХ УКРАИНЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Недостаточная эффективность региональной политики связана с отсутствием надежной информации и аналитических инструментов, необходимых для принятия решений. В качестве инструмента оценки социально-экономического развития на региональном уровне может быть использован индекс человеческого развития. Национальная методика оценки регионального человеческого развития предназначена для мониторинга его состояния и дает возможность отслеживать изменения рейтингов регионов как по интегральному индексу, так и по его отдельным аспектам (частичным индексам); определить факторы, обусловливающие эти изменения, благодаря анализу первичных показателей и их влияния на интегральные значения. Обновленная методика 2012 г. содержит показатели, отражающие такие аспекты человеческого развития, как «Воспроизводство населения», «Социальная среда», «Достойный труд», «Образование», «Благосостояние», «Комфортность жизни». Преимуществом этой версии методики по сравнению с предыдущей является  возможность адекватнее измерять прогресс человеческого развития. По результатам расчетов Регионального  индекса человеческого развития за 2004–2013 гг.  его среднее значение выросло почти во всех регионах Украины (кроме Житомирской и Волынской областей). Вместе с тем количественные различия между фактическим и целевым значениями индекса остаются существенными для большинства регионов (только три области входят в группу со средним уровнем развития, остальные – демонстрируют низкие значения).  Общим признаком человеческого развития большинства регионов Украины за исследуемый период является рост благосостояния на фоне упадка сферы занятости населения. Самой серьезной проблемой десятилетия оказалось отсутствие прогресса в обеспечении достойного труда.  В связи с этим в качестве первоочередной рекомендации предлагаются: незамедлительная разработка и внедрение действенной программы занятости населения, направленной на стимулирование экономической активности; повышение стандартов оплаты труда; неуклонное обеспечение прав работающего населения. Решение указанных проблем станет предпосылкой для смягчения существующих угроз для человеческого развития и средством достижения лучших результатов.  
Ключевые слова: региональное человеческое развитие, инструменты политики, оценивание, показатели, индекс человеческого развития.


УДК 331.5.024.5(1–21)

В. В. Д Р У Ж И Н И Н А,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
Кременчугского национального университета 
имени Михаила Остроградского
Дружинина Виктория Валериевна (Druzhinina Viktoriya Valerievna) – e-mail: drughinina@mail.ru.

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОРОДСКОГО РЫНКА ТРУДА

Реализация стратегии развития города непосредственно зависит от органов местной власти, деятельность которых должна бать направлена на решение экономических и социальных задач. Одним из приоритетных направлений в работе городской власти сегодня является решение проблем на рынке труда, в частности, ликвидация диспропорций спроса и предложения рабочей силы. Эту цель можно достичь путем разработки концепции использования механизма обеспечения сбалансированности городского рынка труда. 
Анализ современной научной литературы показал, что разработка стратегии развития, императивом которой является концепция использования механизма обеспечения сбалансированности городского рынка труда, остается неполным, что и обусловило выбор темы данного исследования.
На основе классической модели концепции разработана модель концепции использования механизма обеспечения сбалансированности городского рынка труда, включающая элементы инициализации, проектирования, реализации, контроля и разработки перспективных направлений сбалансированности городского рынка труда. В рамках концепции рассмотрены этапы возможного развития городского рынка труда. На основе проведенного SWOT-анализа сбалансированности городского рынка труда дана оценка эффективности социально-экономических последствий реализации новой концепции с перспективой до 2020 г. Реализация положений, предусмотренных концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на городском рынке труда, снизить уровень текущей несбалансированности до 2–3%.
Таким образом, разработанная научная модель концепции использования механизма обеспечения сбалансированности городского рынка труда предполагает дальнейшую конкретизацию намерений и действий органов городской власти на основе программно-целевого подхода для разрешения существующих противоречий на городском рынке труда.
Ключевые слова: совокупный и текущий городской рынок труда, концепция, механизм обеспечения сбалансированности, миссия, цели, субъекты городского рынка труда.


РАЗМЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА

УДК 33: 165. 412
В. В. Е Ф Р Е М О В, 
кандидат экономических наук, 
доцент кафедры экономической теории и социально-экономической политики Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя
Ефремов Виктор Владимирович (Yefremov Viktor Vladimirovich) – e-mail: yefremov77@mail.ru.

ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ

Неопределенность и определенность рассматриваются как две модели экономического поведения, обусловливающие друг друга в рыночной экономике, где существует право персонального выбора. Преодоление неопределенности вынуждает человека познавать мир, используя для этого знания, информацию и опыт, что является залогом творчества и духовной свободы. Неодинаковое восприятие неопределенности лежит в основе разных типов хозяйственных систем, ни одна из которых не является совершенной. Основным недостатком капитализма считается бесплановое развитие, что порождает кризисы, хаос и конкуренцию. Не менее существенным изъяном социализма становится отсутствие личной мотивации к совершенствованию. Условия, в которые поставлен человек при социализме, не дают ему возможности стать личностью. Нивелирование природных и приобретенных различий между людьми приводит к обезличиванию и деградации. Если не растет интеллектуальный потенциал отдельного человека, общество теряет естественный источник своего развития, становятся ненужными знания, приходит в упадок наука, человек попадает в полную зависимость от власти.
Главная проблема современного общества со смешанной экономикой – это преодоление неопределенности с помощью правовых и моральных норм. Ведущую роль в жизни современного общества играют предприниматели, владеющие необходимыми знаниями и участвующие в формировании хозяйственной системы. Успех каждого частного хозяйства зависит от команды, структуры, правил сосуществования и использования коллективного интеллекта во время принятия решений. Положительный пример распространяется на другие предприятия. Чтобы обеспечить поступательное движение вперед, общество, осуществляя реформирование в различных сферах в интересах большинства, должно преодолевать неопределенность не административными средствами, а используя знания, информацию и опыт каждого своего члена. Это идеальная модель общественного устройства, к которому следует стремиться.
Ключевые слова: неопределенная деятельность, определенная деятельность, смешанная экономическая система.

ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА

И. Б.  Ф И Л О Н О В А,
аспирантка Университета банковского дела Национального банка Украины
(Киев)
Филонова Инна Борисовна (Filonova Inna Borisovna) – e-mail: kafedra_univ@ukr.net

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Осуществлен обзор современного состояния развития сферы здравоохранения и проблем финансового обеспечения научных исследований в области медицины. Разработаны рекомендации по определению стратегических приоритетов финансирования системы здравоохранения в Украине. Отдельно сделан акцент на развитии и внедрении отечественных наукоемких технологий в медицинских учреждениях.
Ключевые слова: финансирование, сфера здравоохранения, развитие наукоемких технологий, стратегические приоритеты.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: УЧЕНЫЙ, ГРАЖДАНИН, СОЗИДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Отделом экономической истории Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины в январе этого года было проведено заседание круглого стола, посвященное 150-й годовщине со Дня рождения всемирно известного украинского ученого-экономиста Михаила Ивановича Туган-Барановского. В представленных научных докладах и в ходе дискуссии были освещены основные вехи в его жизненного и творческого пути, определены главные  достижения в научной и общественной деятельности – активное участие в развитии государственных институций в сфере финансов, местного самоуправления и кооперации, образования и науки, в частности в создании украинской академии наук и магистральных направлений научных исследований. Раскрыта роль М. Туган-Барановского в мировой и отечественной экономической мысли, прежде всего его вклад в теорию экономического развития, новаторский подход к раскрытию природы периодических промышленных кризисов или цикличного характера общественного воспроизводства, раскрытию инвестиционно-инновационного механизма как движущей силы экономической динамики.  Значительное внимание уделено анализу методологического новаторства в исследованиях М. Туган-Барановского, в том числе институциональных составляющих его методологии. Обсуждались вопросы социального идеала М. Туган-Баранвского и применение им этического принципа как морального эмператива экономической науки; вопросы развития идей социального партнерства в его научных трудах; взгляды ученого на политэкономию как науку о народном хозяйстве; его вклад в развитие монетарной теории, теории воспроизводства общественных благ и др. Подчеркнута важность корректной оценки вклада ученого в развитие научного знания на основе логико-исторического подхода. Сделан акцент на прогностическом потенциале основных научных идей и концептуальных построений М. Туган-Барановского, их актуальности для современной Украины.  
 


» Все новости
Новости
Вышел из печати журнал № 11-12, 2019 г.
№ 11-12, 2019 г. УДК 330. 341.424: 339.9 JEL: B.41 М. И. З В... »
Вышел из печати журнал № 9-10, 2019
№ 9-10, 2019 г. УДК 338:339:669.1 (477) А. И.  А М О Ш А, профессор,... »
Вышел из печати № 7-8, 2019 г.
  № 7-8, 2019 г.   ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 6, 2019 г.
№ 6, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 5, 2019 г.
№ 5, 2019 г. УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С. А. ... »
Вышла печатная версия журнала № 4, 2019
№ 4, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 3, 2019 г.
№ 3, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 2, 2019 г.
№ 2, 2019 г. УДК 330.101  П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышел из печати № 1, 2019 г.
№ 1, 2019 г. УДК 338.2; 330.101; 330.8 В. М.  Г Е Е Ц, профессор,... »
Вышла печатная версия журнала № 11-12, 2018 г.
№ 11-12, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати журнал № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE