MySite.Новости

30.07.2018

Вышел из печати № 7, 2018 г.

Кiлькiсть переглядiв: 22
№ 7, 2018 г.
 
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ
 
УДК [338:330.3]: [330:16:330.117] (477)
В. М.  Г Е Е Ц,
профессор, доктор экономических наук,
академик НАН Украины,
директор ГУ «Институт экономики
и прогнозирования НАН Украины»,
Главный редактор журнала «Экономика Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Геец Валерий Михайлович (Heyets Valerii), 2018;
 e-mail: gvm@ief.org.ua
 
ЭНДОГЕНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ИЗМЕРЕНИИ РАВНОПРАВИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА,
БИЗНЕСА И СУБЪЕКТОВ ГОЛОСОВАНИЯ

Резюме
В Украине происходит борьба между коллективизмом прошлого и индивидуализированной активностью современности со склонностью к оппортунистическому поведению. Это глубокое противоречие исторически обусловлено, и, собственно, это и задало высокий уровень социального воплощения в формирование экстрактивных институтов. Таким образом, и перед обществом, и перед государством встает задача гармонизации деятельности государственных институтов, церковных организаций, партий и движений, поскольку неконтролируемые рынки по своим результатам разрушительны, потому что лишены морального фундамента.
В последние три года в Украине, после существенного падения экономики и реализации политики жесткой экономии, 51,1% населения имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума. Возможности преодоления указанной деструкции в доходах населения Украины значительно ограничены, поскольку эта негативная тенденция логически связана с соответствующими глобальными процессами, которые через 20 лет могут углубить неравенство как в доходах, так и по контролю над собственностью. А это будет еще более несправедливым по отношению к людям, и, соответственно, будут формироваться "миры миллиардов бедняков", как сейчас утверждают специалисты по проблемам бедности. И это будет характерным признаком "нового средневековья", что уже тоже неоднократно отмечалось, поскольку общепризнанно, что те, кто имеет имущество или капитал, богатеют гораздо быстрее, чем те, кто такого имущества не имеет.
Нынешние институты государства и власти, в том числе и в Украине, в целом характеризуются низким уровнем доверия в обществе. Следовательно, без тесного сотрудничества государства с организациями гражданского общества успешное реформирование отечественной экономики и проведение активной экономической политики если и возможны, то только благодаря слишком медленному продвижению вперед, да еще и под давлением внешних факторов, которые не всегда реализуются в национальных интересах. Вот почему в Украине должны актуализироваться принципы "развивающего протекционизма" согласно национальным экономическим интересам, находящимся под серьезным экзогенным давлением. Именно поэтому необходимо осуществить переход на стабильную траекторию долгосрочного экономического роста на основе эндогенизации, благодаря которой будет снижаться роль сейчас доминирующих экзогенных факторов в экономическом развитии.
 
Ключевые слова: экономическое развитие; сырьевые рынки; квазиэкономика; трансформационные изменения; эндогенизация развития; экстрактивные институты; инклюзивные институты; демократические институты (c. 3–19).
Библ. 21.
Статья поступила в редакцию 15 мая 2018 г.
 
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
 
УДК 346.14 + 334.7
В. К.  М А М У Т О В,
академик НАН Украины и НАПрН Украины
Мамутов Валентин Карлович (Mamutov Valentyn)
 
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И САМОУСИЛЕНИЕ 

Резюме
Рассмотрены отдельные примеры развития высокотехнологичных отраслей Украины, таких как ракетно-космическая и авиастроительная. При этом акцент делается на усиление производственной кооперации с наиболее развитыми странами мира, в частности ЕС, в реализации амбициозных проектов с одновременной адаптацией к соответствующим стандартам, технологиям и пр. Это отвечает интересам нашего государства, интересам общества; активизация в высокотехнологичных отраслях экономики имеет мультипликационный эффект ускорения в смежных сферах и отраслях – от повышения спроса на продукцию металлургии до интенсификации научных исследований в десятках сфер.
Отмечено, что при наличии внешних неблагоприятных факторов для промышленности Украины (поднята довольно болезненная и дискуссионная тема разрыва кооперационных связей с Российской Федерацией) удачная переориентация кооперационных связей способна в перспективе послужить толчком для поступательного развития при условии стабильности правовой системы. Такая стабильность достигается путем компактизации и кодификации законодательства, наращивания объема стержневого акта хозяйственного законодательства – Хозяйственного кодекса Украины (Economic Code), что отвечает практике нормотворчества многих стран ЕС. Приведены отдельные примеры кодификации хозяйственного законодательства. Структура таких кодексов позволяет оценить структуру хозяйственного законодательства этих стран. За время становления и кодификации хозяйственного законодательства сформировался весьма крупный отряд специалистов в области правового регулирования хозяйственной (в том числе предпринимательской, коммерческой) деятельности, который способен содействовать достижению названных результатов, развитию и совершенствованию правового регулирования в указанной сфере. 
Несмотря на все сложности академической науки, соответствующий потенциал еще не растерян. Гармоничное согласование норм хозяйственного законодательства Украины с соответствующими нормами европейского и международного законодательств является важной задачей для всего нашего государства, заинтересованность в реализации этого направления необходимо поддерживать и всячески стимулировать. 
 
Ключевые слова: самоусиление; хозяйственное законодательство; поступательное развитие; производственная кооперация; государственный интерес; кодификация (с. 20–34).
 
Библ. 4.
Статья поступила в редакцию 2 мая 2018 г.
 
 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
 
УДК 338.465
Ю. В.  Д А Н Ь Ш И Н А,
кандидат наук по государственному управлению, 
доцент кафедры публичного управления 
и таможенного администрирования
Университета таможенного дела и финансов, 
ул. Владимира Вернадского, 2/4, 49000, Днепр, Украина
© Даньшина Юлия Владимировна (Danshyna Yuliia), 2018; 
e-mail: danyulya@i.ua
 
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УСЛУГ 

Резюме
Сетевое взаимодействие в управлении системой предоставления административных услуг представляет собой процесс, концептуально направленный на формирование сознательного и эффективного взаимодействия субъектов предоставления не только с субъектами обращения, но и с рядовыми гражданами Украины. Среди задач государственной политики, координирующей решение этого вопроса, достаточно актуальна интенсификация вовлечения граждан в процесс управления. 
Однако становлению и формированию сетевого взаимодействия в управлении системой предоставления административных услуг препятствует ряд проблемных аспектов, а именно: низкий уровень доверия со стороны граждан к государственному сектору; дефицит действенных институтов гражданского общества; слабая электронизация государственно-управленческой деятельности; отсутствие каких-либо признаков поддержки зарождающегося гражданского общества со стороны государственного и бизнес-секторов; отсутствие четкого представления о распределении ответственности и обязанностей во взаимоотношениях.
Методологической базой исследования является абстрактно-логический анализ теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия. Также для теоретического обобщения и рекомендаций по формированию сетевого взаимодействия использованы научные рекомендации украинских и зарубежных ученых относительно необходимости реализации субъект-субъектных отношений в управлении системой предоставления административных услуг. 
Исследования позволили утверждать, что ряд проблем препятствует паритетному взаимодействию между субъектами управления. Ко всему прочему, гражданское общество не рассматривается государственным сектором в качестве источника методов и способов совершенствования системы управления, в частности, управления системой предоставления административных услуг. 
Сетевое взаимодействие субъектов позволит реализовать отношения, направленные на постоянное совершенствование управленческой деятельности в системе предоставления административных услуг и всей системы государственного управления как целостной системы управления. 
 
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; управление; доверие; электронное управление; субъект управления (с. 35–45).
 
Библ. 11; рис. 2.     
 
Статья поступила в редакцию 30 марта 2018 г.
 
 
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ
 
 
УДК 336.02
И. А. Л У Н И Н А, 
профессор, доктор экономических наук, 
завотделом государственных финансов
© Лунина Инна Александровна (Lunina Inna), 2018; 
e-mail: ilunina@ukr.net,

Е. С. Б Е Л О У С О В А,
кандидат экономических наук, 
ведущий научный сотрудник отдела государственных финансов
© Белоусова Елена Станиславовна (Bilousova Olena), 2018; 
e-mail: bilousova.os@gmail.com

ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина 
 
 
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Резюме
Обеспечение долгосрочной устойчивости государственных финансов Украины в условиях высокого уровня государственного долга и значительных выплат по его обслуживанию требует формирования предпосылок для роста экономики и налоговых доходов государства, необходимых для надлежащего финансирования выполнения его функций. Исследованы проблемные аспекты налога на прибыль предприятий Украины. Акцентировано внимание на недостатках нормативно-правового регулирования определения налоговой базы, которые обусловили существенное сокращение бюджетных поступлений от налога на прибыль  предприятий, а также их доли в общей сумме доходов и обязательных платежей сектора общего государственного управления (налоговых доходов государства) в 2014–2017 гг. 
По результатам обобщения опыта Эстонии по использованию налога на выведенный капитал сделан вывод, что в условиях Украины, когда не ставки налогов, а коррупция и неэффективная бюрократия сдерживают экономический рост, введение этого налога не целесообразно. Ведь главным следствием такого реформирования налога на прибыль предприятий будет рост бюджетного дефицита и государственного долга. Согласно международному опыту, процессы снижения ставок корпоративного налога должны сопровождаться унификацией норм формирования базы налогообложения прибыли в целях предотвращения злоупотреблений и повышения эффективности финансового контроля. Определено, что необходимыми предпосылками для обеспечения устойчивости государственных финансов Украины являются противодействие уклонению от уплаты налога на прибыль предприятий путем установления законодательных ограничений по учету затрат при определении базы налогообложения для всех налогоплательщиков, а также одновременное введение налогового стимулирования научных исследований, разработок и инновационно-инвестиционной деятельности предприятий.  
 
Ключевые слова: налоговая система; устойчивость государственных финансов; реформирование  налога на прибыль предприятий; налог на выведенный капитал; ставки и база налогообложения (с. 46–58).
 
Библ. 13, рис. 2, табл. 1.
Статья поступила в редакцию 9 ноября 2017 г.
 
 
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
 
УДК 336.14
Т. Г.  Б О Н Д А Р У К,
профессор, доктор экономических наук, 
ведущий научный сотрудник отдела государственных финансов 
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Бондарук Таисия Григорьевна (Bondaruk Taisiia), 2018; 
e-mail: bondaruk23@ukr.net,

О. А.  В И Н Н И Ц К А Я, 
кандидат экономических наук, 
доцент кафедры финансов, учета и экономической безопасности
Уманского государственного педагогического университета
 имени Павла Тычины,
ул. Садовая, 2, 20300, Умань, Украина

© Винницкая Оксана Анатольевна (Vinnytska Oksana), 2018; 
e-mail: vinnytska.oksana@ukr.net
 
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ УКРАИНЫ

Резюме
Необходимым условием формирования эффективного местного самоуправления является децентрализация власти. Поэтому важно углубить теоретико-методические начала оценки состояния децентрализации местных бюджетов Украины. Установлено, что оценка состояния децентрализации местных бюджетов требует использования комплекса показателей, которые бы наиболее полно характеризовали финансовую децентрализацию. Предложено распределить показатели оценки состояния децентрализации местных бюджетов по трем критериям: влияния децентрализации на формирование доходов местных бюджетов; децентрализации местных бюджетов согласно бюджетной классификации; зависимости   местных бюджетов от межбюджетных трансфертов. 
Предложена система отдельных показателей, которые можно использовать для оценки состояния децентрализации местных бюджетов, и определены критерии оценки влияния децентрализации на формирование доходов местных бюджетов согласно предложенной методике расчета. По результатам анализа отдельных показателей оценки состояния децентрализации местных бюджетов установлено, что такой анализ не дает общего представления о состоянии их децентрализации, поэтому авторами рассчитаны показатели по отдельным критериям с использованием весовых коэффициентов.
Обосновано, что параметры модели линейного тренда для критериев оценки влияния децентрализации на формирование доходов местных бюджетов свидетельствуют о большой определенности процесса их убывания. В течение последних лет прослеживается тенденция к снижению критериев оценки влияния децентрализации на формирование доходов местных бюджетов. Установлена нестабильная тенденция к изменению критериев оценки децентрализации местных бюджетов согласно бюджетной классификации. При этом параметры модели линейного тренда для субиндексов критериев оценки зависимости местных бюджетов от межбюджетных трансфертов говорят о большой определенности их убывающей тенденции. 
В процессе исследования разработана система показателей для определения состояния децентрализации местных бюджетов. Апробация методики расчета интегрального показателя подтвердила возможность ее использования для анализа состояния децентрализации  местных бюджетов.
 
Ключевые слова: финансовая децентрализация; показатели оценки состояния децентрализации; местные бюджеты; бюджетная классификация; межбюджетные трансферты (с. 59–75)
 
Библ. 19; рис. 5; табл. 4; формул 16.
 
Статья поступила в редакцию 13 февраля 2018 г.
 
 
 ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК
 
УДК338-439.02
ББК65,32:333П
Б. Я.  К У З Н Я К,
доктор экономических наук, профессор
Полтавского национального технического университета
 имени Юрия Кондратюка,
пр. Первомайский, 24, 36011, Полтава, Украина

© Кузняк Богдан Ярославович (Kuznyak Bogdan), 2018;
 e-mail: irusha21@ukr.net
 
ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ И ПРИРОДЫ

Резюме
Рассматривается поиск форм и методов содействия развитию органического сельского хозяйства, потреблению органической продукции и ее распространению через долговременную концепцию маркетинга. Продолжительность жизни в Украине за последние годы уменьшилась на 10 лет по сравнению с европейскими странами. Природное плодородие земли постепенно ухудшается из-за чрезмерного применения минеральных удобрений, пестицидов, ядохимикатов и других негативных факторов. Это привело к разрушению плодородного слоя почвы и ценной ее составляющей – гумуса, содержание которого снизилось за последние 100 лет с 13–14% до 3–5%.
Это значительно ухудшило условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, обеспечивающих деятельность органических веществ, питание сельскохозяйственных растений, снизило качество выращенной продукции, что негативно сказывается на здоровье людей и природе.
Выходом из этой сложной ситуации является переход к органическому ведению сельского хозяйства, которое на современном этапе все больше приобретает мировое стратегическое направление.
Основными принципами органического земледелия являются: 1) отказ от использования минеральных удобрений и химических средств защиты растений (ядохимикатов); 2) использование органических удобрений и сидератов ("зеленых удобрений", наполняющих почву органической массой и уничтожающих сорняки); 3) поверхностное возделывание почвы (не глубже 11 см), что является достаточным для рыхления верхнего ее слоя, защиты от сорняков, сбалансированности микроформ; 4) обеспечение научно обоснованных севооборотов, что обеспечивает плодородие почвы, борьбу с сорняками и возбудителями болезней.
 
Ключевые слова: органическая продукция; маркетинг; инновации; минеральные и органические удобрения; севооборот; окружающая природная среда; гумус (c. 76–83).
 
Библ. 10.
 
Статья поступила в редакцию 7 марта 2018 г.
 
 
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
 
УДК 330.8 (477)
JEL B19, B31
В. В. Н Е Б Р А Т,
доктор экономических наук, заведующая отделом экономической истории
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Небрат Виктория Васильевна (Nebrat Viktoriia), 2018;
                           e-mail: victoria_nebrat@ukr.net
 
ИНТЕГРАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
(с. 84-88 )
 
Рецензия поступила в редакцию 18 мая 2018 г.
 
 
________
 
РЕЗЮМЕ (на английском языке) (с. 89-92)
____
 
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (с. 93-96)
 
 


» Все новости
Новости
Вышла электронная версия журнала № 8, 2018 г.
№ 8, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати № 7, 2018 г.
№ 7, 2018 г.   НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ   УДК [338:330.3]:... »
Вышел из печати № 6, 2018 г.
УДК 339.92 Ч Ж А Н   Д У Н Ъ Я Н, постдок Института международных... »
Вышел из печати № 5, 2018 г.
    УДК 338.43.01(477) О. А.  Ш У Л Ь Г А, доцент,... »
Вышел из печати №4,2018
  НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 005.21:005.332.4:339.92(477) В. В.... »
Вышел из печати №3,2018
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 332.12:330.52:330.15 М. А.  Х В Е С И... »
Вышел из печати №2,2018
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.101 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышел из печати №1,2018
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  УДК 331.522.4 Г. Т.  К... »
Вышел из печати №12, 2017
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати журнал № 10, 2017 г.
    НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.001.7+32.001.7] – 042.5/8:330.34(477)  В.... »
Вышел из печати журнал № 9, 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК 330.342 А. И.  К Р Е Д И... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE