MySite.Новости

12.11.2018

Вышел из печати № 9, 2018 г.

Кiлькiсть переглядiв: 173
№ 9, 2018 г.
 
УДК 338.656.502
А. А.  М А З А Р А К И,
профессор, доктор экономических наук,
ректор, 
© Мазараки Анатолий Антонович (Mazaraki Anatolii), 2018;
 e-mail: rektor@ knteu.kiev.ua,

Л. Г.  Х А Р С У Н, 
кандидат экономических наук, 
доцент кафедры торгового предпринимательства и логистики,
© Харсун Людмила Григорьевна (Kharsun Liudmyla), 2018; 
e-mail: ludmilaharsun@ukr.net

Киевский национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
 
 
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Резюме
Трансформационные процессы в современных цепочках поставок, испытывающие значительное влияние глобальных экономических проблем, ориентированы на повышение уровня эффективности их функционирования и обеспечение конкурентоспособности товаров, проходящих через них на пути к конечному потребителю. С одной стороны, параметры всех звеньев логистических цепочек должны соответствовать международным экологическим требованиям, а с другой – соблюдение принципов экологичности служит необходимым условием удовлетворения нужд современных потребителей с высоким уровнем экологического сознания.
Логистические операции являются источником отрицательного влияния на окружающую природную среду. Прежде всего, это касается выбросов парниковых газов в процессе транспортировки, отходов производства и упаковочных материалов, шумового и пылевого загрязнения, изменений ландшафта и использования природных ресурсов. Таким образом, экологические вызовы обусловливают кооперацию всех участников цепочек поставок, направленную на создание и внедрение эффективных экологических стратегий и концепций логистической деятельности.
Потребность в экологизации транспортно-логистической системы Украины продиктована необходимостью достижения высокого уровня ее конкурентоспособности как элемента глобальной сети цепочек поставок. И хотя по ряду показателей отечественная логистическая система характеризуется низким уровнем экологичности, утешает положительная тенденция к осознанию необходимости экологической направленности ее развития как в государственных органах власти, так и среди логистических операторов.
 
Ключевые слова: экологистика; экологическая концепция логистической деятельности; логистическая система; цепочка поставок; логистические процессы; экологические стандарты; экологический менеджмент (с. 3–12)
 
Библ. 7; рис. 2; табл. 1.
 
Список использованной литературы
1. Маргіта Н.О., Білоніжка У.З. Сучасні тенденції впровадження «зеленої» логістики // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2014. – № 1. – С. 279–285 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/sites/default/files/mmi2014_1_279_286.pdf.
2. Чеклов В.Ф., Чеклова В.М. Передумови розвитку «зеленої» логістики на залізничному транспорті // Technology audit and production reserves. – 2014. – № 1/3(15). – С. 43–45 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/Tatrv_2014_1.3_19.pdf. 
3. Мащак Н.М. Стратегічна узгодженість логістичної діяльності підприємства на екологічних засадах // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2011. – № 4. – Т. ІІ. – С. 273–282 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/sites/default/files/mmi2011_4_2_273_282.pdf. 
4. Смирнов І.Г. Геоекологічна орієнтація управління логістикою виробничо-сервісних систем // Часопис соціально-економічної географії. – 2013. – № 2. – Т. 15. – С. 11–16 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://periodicals.karazin.ua/socecongeo/issue/view/119/539.
5. Brdulak H., Michniewska K. Zielona logistyka, ekologistyka, zrownowazony rozwoj w logistyce // Koncepcje i strategie logistyczne. Logistyka. – 2009. – № 4. – Р. 8–15. 
6. Тутов С. Нелогічна логістика України [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://racurs.ua/ua/1574-nelogichna-logistyka-ukrayiny.
7. van Marle G. UK shippers could save 30% per box switching from road to rail freight [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://theloadstar.co.uk/uk-shippers-save-30-per-box-switching-road-rail-freight/.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
УДК 330.341.2
В. Д.  Л А Г У Т И Н, 
профессор, доктор экономических наук, 
завкафедрой экономической теории и конкурентной политики 
Киевского национального торгово-экономического университета,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
© Лагутин Василий Дмитриевич (Lahutin Vasуl), 2018; 
e-mail: lagutin-vd@ukr.net.
 
ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ 
СТАБИЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Резюме
Рассмотрены институты, организации, экономические механизмы и инструменты общественной стабильности и развития, их всесторонняя взаимосвязь и взаимодополняемость. Показано, что в экономике Украины такая система функционирует при наличии широкого массива ограничений и рисков эндогенного и экзогенного характера. Подчеркивается значимость экономической стабильности как важного и необходимого ресурса для общественного развития. 
К институтам стабильности относятся: верховенство права; безопасность прав собственности; законность и правопорядок; защита прав потребителей; поддержка свободы контрактов; права интеллектуальной собственности; защита трудовых прав. Институты развития – это, прежде всего, развитие конкуренции, стимулирование инноваций и высоких технологий, побуждение бизнеса к модернизации и техническому перевооружению, безопасность частных инвестиций. 
Соединены анализ институтов и анализ механизмов. Центральное значение придается содержанию соответствующих экономических механизмов, субъектам, приводящим эти механизмы в действие, и мотивам (стимулам), которыми эти субъекты руководствуются в своей деятельности. Раскрыты основные черты так называемого «механизма имитации (иллюзии) общественного развития», типичного для многих развивающихся стран. Обоснована теоретико-методологическая платформа для обеспечения высокого уровня общественной стабильности и приоритета развития в Украине. .
 
Ключевые слова: стабильность; развитие; институты; организации; общество; государство; экономический механизм (с. 13–25).
 
Библ. 12; табл. 2.
 
Список использованной литературы 
1. Аджемоглу Д., Робінсон Дж. Чому нації занепадають: походження влади, багатства та бідності. – К. : Наш формат, 2017. – 440 с.
2. Lucas R. On the Mehanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. – 1998. – Vоl. 22. – № 1. – P. 3–42.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М. : Фонд экономической книги "НАЧАЛА", 1997. – 190 с.
4. Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty-First Century: KSG Faculty Research Working Paper RWP04-047 / Нarvard University. – 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.hks.harvard.edu/publications/industrial-policy-twenty-first-century.
5. Rodrik D. Growth Strategies / Harvard University, Kennedy School of Government. – 2003. – September. – 59 p.
6. Stiglitz J. Capital Market Liberalization, Economic Growth, and Instability // World Development. – 2000. – Vol. 28. – № 6. – P. 1075–1086.
7. Геец В.М. Особенности взаимосвязи экономических и политических трансформаций на пути к реконструктивному развитию экономики Украины // Экономика Украины. – 2017. – № 10. – С. 3–17.
8. Гриценко А.А. Логико-исторические основы кардинальных экономических изменений и перехода к реконструктивному развитию // Экономика Украины. – 2017. – № 5-6. – С. 39–57.
9. Ещенко П.С. От депрессии к активизации роста в экономической и социальной сферах Украины // Экономика Украины. – 2018. – № 2. – С. 3–20.
10. Липов В.В. Конкурентная стратегия развития Украины в условиях глобализации // Экономика Украины. – 2018. – № 4. – С. 3–17. 
11. Райнерт Е. Як багаті країни забагатіли… і чому бідні країни лишаються бідними. – К. : Темпора, 2014. – 444 с.
12. Деттер Д., Фьольстер С. Державне багатство народів. Як управління державними активами може посилити чи підірвати економічне зростання. – Львів : Видавництво Старого Лева, 2017. – 328 с.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК: 339.5 :658.6](477):330.342.23-021.68
Т. М.  М Е Л Ь Н И К,
профессор, доктор экономических наук,
заведкафедрой международных экономических отношений
Киевского национального торгово-экономического университета,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
© Мельник Татьяна Николаевна (Melnyk Tetyana), 2018;
e-mail: melnikknteu998@gmail.com
 
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ

Резюме
Исследована тенденция развития внешней торговли услугами Украины в период перехода к постиндустриальному обществу. Доля экспорта украинских услуг в 2017 г. составила 0,2% мирового экспорта и 0,1% мирового импорта.
Проанализирована внешняя торговля технологически емкими услугами по критерию наукоемкости, по которому Евростат выделяет 4 группы высокотехнологичных услуг: высшего уровня наукоемкости; наукоемкие рыночные услуги; наукоемкие финансовые услуги; другие наукоемкие услуги. Во внешней торговле доля высокотехнологичных услуг составляет 42%, из которых 26% приходятся на экспорт. Итак, Украина является нетто-экспортером на мировом рынке высокотехнологичных услуг и имеет более 1,6 млрд. дол. положительного сальдо. 
Образовательные услуги, относящиеся к четвертой группе наукоемких услуг, характеризуются конкурентными преимуществами. В Украине высокий коэффициент покрытия населения высшим образованием. Конечные потребительские расходы домашних хозяйств на образование в 2016 г. составили 1,3% всех расходов в фактических ценах. Несмотря на то, что ценовая политика украинских вузов достаточно лояльна, с каждым годом увеличивается количество студентов, выезжающих на учебу за границу. По данным центра CEDOS, количество украинских студентов, обучающихся в иностранных университетах, в 2016/17 учебном году составило 72 тыс. чел. Согласно данным Государственной миграционной службы Украины, в 2016 г. выехали за границу 13621 чел., а вернулись только 1958 чел. Причем выезжают высококвалифицированные специалисты, что отрицательно влияет на качество образования. В международных рейтингах университетов украинские вузы занимают места во второй половине списка, причем в количестве 5,6 из 289.
Исследование уровня общих расходов на душу населения по паритету покупательной способности на здравоохранение выявило, что в Украине он ниже по сравнению с мировым в 1,8 раза, а со странами постсоветского пространства – в 2–3,1 раза. Расходы государства и населения на здравоохранение растут (в 2017 г. они составили 0,02% ВВП), однако не сопровождаются повышением качества услуг. По программам личного медицинского страхования обращаются не более 6% украинцев. Следовательно, необходимо разработать нормативно-правовые стандарты в сфере услуг, гармонизированных с международными стандартами. 
Ключевые слова: внешняя торговля услугами; постиндустриальная эпоха; деиндустриализация; баланс внешней торговли услугами; высокотехнологичные услуги; наукоемкость; образовательные услуги; медицинские услуги (с. 26–36).
Библ. 5; рис. 1; табл. 3.
Список использованной литературы
1. Шовкун И.А. Высокотехнологичные услуги во внешней торговле: мировой опыт и украинские реалии // Экономика Украины. – 2013. – № 9. – С. 47–72.
2. Слободян О., Стадний Є. Українські студенти за кордоном: скільки та чому? / CEDOS аналітичний центр, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cedos.org.ua/uk/osvita/ukrainski-studenty-za-kordonom-skilky-ta-chomu.
3. Щербатенко О. Чемоданний настрій. Якими є реальні масштаби української еміграції // Економічна правда. – 2017. – 23 січня [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.epravda.com.ua/publications/2017/01/23/618436/.
4. Suhrcke M., McKee M., Sauto Arce R., Tsolova S., Mortensen J. The contribution of health to the economy in the European Union / European Commission. – 2005.
5. Health systems, health, wealth and societal well-being. Assessing the case for investing in health systems ; [eds. by J. Figueras and M. McKee]. Open University Press, 2012. – 302 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 338.2:339.9
Ю. Н.  У М А Н Ц И В,
профессор, доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической теории и конкурентной политики,
© Уманцив Юрий Николаевич (Umantsiv Iurii), 2018;
 e-mail: markov8@ ukr.net,


 А. И.  М И Н Я Й Л О,
доцент, кандидат экономических наук,
декан факультета экономики, менеджмента и психологии
© Миняйло Александр Иванович (Miniailo Oleksandr), 2018;
 e-mail: molexiv@ukr.net

Киевский национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ 

Резюме
Эффективность функционирования национальной экономики детерминируется ее способностью адекватно и гибко реагировать на вызовы, возникающие на каждом этапе ее развития. В современных условиях с особой остротой  проявляются вызовы, обусловленные динамичным технологическим развитием, усилением конкуренции на мировых рынках, необходимостью удовлетворения  постоянно растущих общественных потребностей, поиска новых подходов к обеспечение эффективной комплементарности составляющих устойчивого развития, усилением требований к сбалансированности национальных интересов с глобальным развитием, необходимостью во взвешенном балансе между перманентным появлением новых возможностей и угроз в условиях быстрого распространения кризисных явлений. 
Глобализация трансформирует формы и функции государства. Опыт глобального развития последних десятилетий позволяет обнаружить два взаимосвязанных, но вместе с тем разных направления трансформаций, которые непосредственно фокусируются в плоскости этой проблематики. В начале ХХІ в. Глобальная экономика вступила в новую эру развития, поскольку стремительно обострились противоречия между транснациональным измерением капитала и государственным суверенитетом как формой организации и функционирования общества. Глубинным следствием глобализации является ограничение регулирующих функций государств. При этом государства уже не могут должным образом защитить национальные экономики от дисбалансов и асимметричных шоков. Вследствие либерализации национальные правительства утрачивают возможность действенного использования целого ряда макроэкономических инструментов. 
Место и роль государства в условиях современных трансформаций определяется прежде всего тем, что государство рассматривается как субъект, обеспечивающий организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая представителем общества в целом, именно государство устанавливает правила функционирования и рыночного взаимодействия экономических агентов в рамках определенного хозяйственного порядка и осуществляет контроль за их соблюдением. Основой для реализации взвешенной экономической политики должна служить научная идентификация стратегических приоритетов развития экономики и определение на этой основе концептуальных подходов и инструментария с целью гармонизации интересов общества. 
 
Ключевые слова: государство; экономическая политика; институты; регулирование; глобализация; рынок (с. 37–49).
 
Библ. 16; рис. 1; табл. 1.
 
Список использованной литературы
1. Аджемоглу Д., Робінсон Дж. Чому нації занепадають: походження влади, багатства та бідності. – К. : Наш формат, 2017. – 440 с.
2. Артьомова Т.І. Засади становлення нової системи державного управління господарською діяльністю // Вісник Інституту економіки та прогнозування. – 2015. – С. 19–25.
3. Вдовиченко А., Ніколайчук С. Взаємодія фіскальної та монетарної політики в Україні: від домінування до координації [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://voxukraine.org/uk/vzayemodiya-fiskalnoyi-ta-monetarnoyi-politiki-v-ukrayini-vid-dominuvannya-do-koordinatsiyi.
4. Геєць В. Новий прагматизм – інструмент досягнення кращого майбутнього // Економічна теорія. – 2017. – № 1. – С. 5–24.
5. Гриценко А. Політична економія розділено-спільного світу: історія та сучасність // Економічна теорія. – 2015. – № 3. – С. 14–29. 
6. Ефименко Т.И. Развитие институциональных основ взаимодействия фискальной и монетарной политик Украины // Экономика Украины. – 2017. – № 12. – С. 13–33.
7. Жаліло Я. Економічне зростання: чому ми його втрачаємо? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dt.ua/macrolevel/ekonomichne-zrostannya-chomu-mi-yogo-vtrachayemo-278200_.html.
8. Колодко Гж.В. Новый прагматизм, или экономика умеренности // Экономика Украины. – 2013. – № 11. – С. 13–28.
9. Кораблін С.О. Макроекономічна динаміка України: пастка сировинних ринків : моногр. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2017. – 308 с.
10. Кравчук Н.Я. Дивергенція глобального розвитку: сучасна парадигма формування геофінансового простору. – К. : Знання, 2012. – 782 с.
11. Coibion O. Information Rigidity and the Expectations Formation Process: A Simple Framework and New Facts // American Economic Review. – 2015. – № 105. – P. 2644–2678. 
12. Внутрішня торгівля України : моногр. ; [за заг. ред. А.А. Мазаракі]. – К. : Київ. нац. торг.-екон. ун-т, 2016. – 864 с. 
13. Лагутін В.Д. Економічна політика держави та ефекти її реалізації // Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. – 2017. – № 4. – С. 5–21.
14. Малий І.Й., Королюк Т.О. Макрорегулювання фінансового сектору : моногр. – К. : КНЕУ, 2015. – 303 с. 
15. Осецький В.Л. Управління власністю як умова посилення функцій держави: інституційний контекст // Науковий погляд: економіка та управління. – 2016. – № 1. – С. 61–68.
16. Чухно А.А., Юхименко П.І., Леоненко П.М. Сучасні економічні теорії. – К. : Знання, 2007. – 878 с. 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
 
УДК 330.341.2
С. И.  Б А Й,
профессор, доктор экономических наук,
завкафедрой менеджмента,
© Бай Сергей Иванович (Bay Serhiy), 2018; 
e-mail: bay@knteu.kiev.ua,

А. Ю.  П Р И С Я Ж Н Ю К,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента,
© Присяжнюк Анна Юрьевна (Prisyajnyuk Anna), 2018; 
e-mail: anya_fairy@ukr.net

Киевский национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина


 
IT-КЛАСТЕРЫ В УКРАИНЕ: 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 

Резюме
Как организационная форма экономических отношений кластеры играют ключевую роль в проектах развития регионов Украины. В общей структуре национальных кластеров традиционно преобладают промышленные, аграрные, туристические, логистические и торговые кластеры. Однако такая их структура является реальным индикатором технологической многоукладности украинской экономики на уровне медленного развития. В то же время высокотехнологичные IT-кластеры различной организационной конфигурации становятся гарантами своевременной инновационной модернизации и устойчивого экономического роста.
В Украине практически отсутствуют программы развития информационных технологий на уровне регионов, что значительно ограничивает доступ IT-кластеров к необходимым ресурсам, в частности финансовому, интеллектуальному и социальному капиталу. Особенно остро данная проблема ощущается в рамках бюджетной децентрализации, когда, в силу экономической и социальной неспособности регионов к самовоспроизводству, теряется приоритетность развития IT-кластеров и высокотехнологичных отраслей в целом. 
В процессе исследования были получены такие результаты и выводы: изменения финансово-экономического характера предметно принадлежат к макроэкономическому уровню и должны быть определены в общегосударственной политике развития кластеризации. Необходимо активно внедрять бюджетную децентрализацию, что позволит усилить финансовое участие органов местного самоуправления в развитии инфраструктурных проектов ІТ-кластеров; ослабить налоговое давление на малые и средние ІТ-компании за счет предоставления налогового инвестиционного кредита, предполагающего отсрочку уплаты налога на прибыль на определенный строк; разработать систему гарантий для ІТ-компаний, принимающих участие в проектах общественного значения, в частности при привлечении внешних кредитов для создания новых инфраструктурных объектов, использования механизма «реальной пошлины» для возмещения стоимости инвестиций. 
 
Ключевые слова: кластеры; IT-кластеры; валовой региональный продукт; инвестиции; стимулирование кластеризации; кластерные инициативы (с. 50–59).
Библ. 16; рис. 2; табл. 1.
Список использованной литературы
1. Геєць В.М. Економіка України: ключові проблеми і перспективи // Економіка і прогнозування. – 2016. – № 1. – С. 7–22.
2. Войнаренко М.П. Кластери в інституційній економіці : моногр. – Хмельницький : ХНУ, ТОВ «Тріада-М», 2011. – 502 с.
3. Мазаракі А.А., Мельник Т.М., Юхименко В.В., Костюченко В.М., Кудирко Л.П. та ін. Інноваційний потенціал України : моногр. ; [за ред. А.А. Мазаракі]. – К. : КНТЕУ, 2012. – 592 с.
4. Іванов Ю.Б. Пилипенко А.А. Додатки до монографічного дослідження [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://aapil.ho.ua/eeid.
5. П’ятницька Г.Т. Класифікація кластерів у системі інформаційного забезпечення стратегії кластеризації // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2015. – № 4. – С. 187–208.
6. П’ятницька Г.Т. Науково-освітні кластери: відмітні характеристики та передумови розвитку // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2016. – № 3. – С. 191–207.
7. П’ятницька Г.Т., Пенюк В.О. Симбіоз кластерного та компетентнісного підходів при формуванні та діагностиці кадрового потенціалу для сфери торгівлі // Ефективна економіка. – 2017. – № 6. – С. 8–17.
8. Соколенко С.І. Сучасний економічний розвиток регіону на основі інноваційних промислових кластерів [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ucluster.org/sokolenko/2009/02/rozvytok-terytorialnoj-gromady-na-osnovi-klasternoj-modeli-vyrobnyctva/.
9. Чернишова Є.Р. Освітні кластери: регіональний аспект формування кадрового потенціалу навчальних закладів системи післядипломної педагогічної освіти // Постметодика. – 2012. – № 3. – С. 36–45.
10. Федулова Л.І., Норд Г.Л., Руденко Н.О. Формування технологічних кластерів як точок зростання економіки України : моногр. – Миколаїв : Іліон, 2012. – 295 с.
11. Федулова Л.І. Напрями розвитку регіональних інноваційних екосистем в Україні // Актуальні проблеми економіки. – 2016. – № 7. – С. 240–248.
12. Dahmen E. Development Blocks in Industrial Economics / Industrial Dynamics: Technological, Organizational and Structural Change in Industrial and Firms ; [ed. by B. Carlsson]. – Boston and Dordrecht, 1989. – P. 109–121. 
13. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. – 1989. – Janvier. – P. 21–28.
14. Tolenado J.A. Propjs des Filires Industrielles // Revue d’Economie Industrielle. – 1978. – Vol. 6. – P. 149–158.
15. Ketels Ch. Recent Research of Competitiveness and Clusters: What Are the Implications for Regional Policy // Cambridge Journal of Regions. Economy and Society. – 2013. – Vol. 6 (2). – P. 269–284.
16. Донченко В. Навіщо потрібні міські ІТ-кластери : огляд проектів [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dou.ua/lenta/articles/it-cluster-review/.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 330.65
А. В.  Б Л А К И Т А, 
профессор, доктор экономических наук, 
завкафедрой экономики и финансов предприятия,
© Блакита Анна Владиславовна (Blakyta Hanna), 2018; 
e-mail: blakita_anna@ukr.net;

В. В.  М Е Л Ь Н И К, 
кандидат экономических наук, 
старший преподаватель кафедры экономики и финансов предприятия,
© Мельник Виктория Владимировна (Melnyk Viktoriia), 2018; 
e-mail: victoryetual@ukr.net;
 
Е. А.  П У Р Д Е Н К О, 
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и финансов предприятия,
© Пурденко Елена Анатольевна (Purdenko Olena), 2018; 
e-mail: elenaanr@ukr.net.


Киевский национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
 
 
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 
Резюме
Определены сущностные характеристики экономической безопасности частных предприятий и ее основных составляющих, предложено расширить главные структурные элементы системы экономической безопасности частных предприятий.
Охарактеризованы основные функциональные цели обеспечения экономической безопасности, к которым относятся: обеспечение высокой финансовой эффективности работы, финансовой устойчивости и независимости частных предприятий в секторальном масштабе; обеспечение технологической независимости и достижение высокой конкурентоспособности технического потенциала предприятий сектора малого бизнеса; достижение высокой эффективности менеджмента; достижение высокого уровня квалификации персонала и его интеллектуального потенциала; минимизация разрушительного влияния результатов производственно-хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды; качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности частных предприятий и др.
Система экономической безопасности частных предприятий рассмотрена как целостная совокупность субъектов и объектов безопасности, среды, обеспечивающей их взаимодействие и целенаправленную деятельность во внутренней и внешней среде в отношении противодействия угрозам, защиты экономических интересов и создания безопасных условий для функционирования на уровне запланированных показателей в целом. 
Раскрыт европейский опыт и стандарты в сфере безопасности бизнеса. Сделан акцент на том, что в Украине частные предприятия вынуждены действовать в более жестких и опасных условиях, чем в развитых странах мира, поэтому на период современного этапа реформ в сфере частного предпринимательства рекомендовано внедрить нормативно-правовую базу, которая бы детально урегулировала особенности функционирования частных предприятий и создавала благоприятные условия для выхода из экономического кризиса в целях формирования запаса прочности на случай возникновения непредсказуемых обстоятельств, поскольку частные предприятия  – это весомая составляющая экономической безопасности государства.
 
Ключевые слова: частные предприятия; частное предпринимательство; экономическая безопасность; система экономической безопасности (с. 60–73)
Библ. 14; рис. 5; табл. 2.
 
Список использованной литературы
1. Гончаров Г.О. Теоретичні та практичні основи вдосконалення системи економічної безпеки малого підприємництва в Україні : моногр. – Полтава : Техсервіс, 2014. – 331 с.
2. Базилюк Я.Б. та ін. Економічна безпека України в умовах гібридної агресії : аналіт. доп. – К. : НІСД, 2017. – 82 с.
3. Джаман М.О., Гончаров Г.О. Теоретико-методологічні основи формування системи економічної безпеки малого підприємництва в Україні : моногр. – Полтава : Техсервіс, 2012. – 203 с. 
4. Копитко М.І. Економічна безпека підприємств з виробництва транспортних засобів : моногр. ; [наук. ред. В.Г. Алькема]. – Львів : Ліга-Прес, 2015. – 555 с.
5. Мазаракі А.А., Корольчук О.П., Мельник Т.М. та ін. Економічна безпека України в умовах глобалізаційних викликів : моногр. [за ред. А.А. Мазаракі]. – К. : Вид-во КНТЕУ, 2010. – 718 с.
6. Artemenko L. The system of enterprise economic security: international and Ukrainian content / World Scientific News 57. – 2016. – P. 695–705.
7. Avanesova N., Chuprin Y. Enterprise economic security: essential characteristics of the concept. – Kharkiv : Innovative technologies and scientific solutions for industries. – 2017. – No. 1. – P. 98–102.
8. Блакита Г.В., Лановська Г.І. Інноваційна безпека як невід’ємна складова економічної безпеки / Стратегічні пріоритети розвитку внутрішньої торгівлі України на інноваційних засадах : матеріали міжнар. наук.-практ. конф. – Львів : Видавництво ЛТЕУ, 2017. – С. 57–58.
9. Богун К.В. Роль малого підприємництва в забезпеченні економічної безпеки держави [Электронный ресурс]. – Режим доступа : //http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Economics/67014.doc.htm.
10. Варналій З.С., Буркальцева Д.Д., Саєнко О.С. Економічна безпека України: проблеми та пріоритети зміцнення : моногр. – К. : Знання України, 2011. – 299 с.
11. Єрмошенко М.М., Горячева К.С. Фінансова складова економічної безпеки: держава і підприємство : моногр. – К. : Національна академія управління, 2010. – 232 с.
12. Геєць В.М., Кизим М.О., Клебанова Т.С., Черняк О.І. та ін. Моделювання економічної безпеки: держава, регіон, підприємство : моногр. [за ред. В.М. Гейця]. – Х. : ВД «ІНЖЕК», 2006. – 240 с.
13. Ткач В.О. Механізм формування економічної безпеки країни : моногр. – Дніпропетровськ : Вид-во ДНУ, 2010. – 272 с.
14. Філиппова С.В. Соціальна відповідальність у стратегії управління вітчизняним підприємством: проблемні питання інтегрування механізму // Економіка: реалії часу. – 2017. – № 2. – С. 5–17 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://economics.opu.ua/files/archive/2017/n2.html.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 336.71
С. В.  В О Л О С О В И Ч,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов
Киевского национального торгово-экономического университета,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
© Волосович Светлана Васильевна (Volosovych Svitlana), 2018;
e-mail: volosovich_sv@ukr.net
 
КРАУДЛЕНДИНГ В СИСТЕМЕ FINTECH

Резюме
Интеграция кредитных услуг с инновационными технологиями подготовила почву для расширения возможностей привлечения дополнительных финансовых ресурсов представителями малого и среднего бизнеса и физическими лицами. Это обусловливает актуальность выбранной темы.
Обоснованы детерминанты развития краудлендинга на базе исследования его функционирования в системе финансовых технологий и анализа международных и отечественных нормативно-правовых актов.
Теоретической и методологической базой статьи стали работы отечественных и зарубежных ученых. Исследование проведено с применением методов теоретического обобщения, сравнительного анализа, анализа и синтеза, что позволило обосновать направления развития краудлендинга в Украине.
Анализа научной литературы и международных нормативно-правовых актов позволил выделить операционный, деятельностный, субъектный и договорной подходы к пониманию краудлендинга. Предложено рассматривать краудлендинг как деятельность интернет-платформ по удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса и физических лиц в финансовых ресурсах за счет средств кредиторов (инвесторов) на основе возвратности и платности. Краудлендинговые платформы выполняют организационную, аналитическую и мониторинговую функции. Проанализированы этапы зарождения, развития и применения инновационных подходов в краудлендинге.
Итак, краудлендинг – составная краудфандинга, возникновению и развитию которого способствовал FinTech. Сейчас спецификой краудлендинга являются международный характер деятельности; ориентированность на социальные, энергосберегающие, инновационные проекты; защита прав потребителей; управление рисками кредитования. В Украине необходимо внедрить лицензирование краудлендинговой деятельности. Что касается P2P- и P2B-кредитования, то следует установить требования по раскрытию информации интернет-платформами относительно возможных рисков предоставления средств в долг, а также о потенциальных заемщиках, максимальном размере осуществления разовой инвестиции или в течение года. Также важно внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины по налогообложению доходов, полученных при предоставлении средств в долг через краудлендинговые платформы.
 
Ключевые слова: краудлендинг; краудфандинг; финансовые технологии; кредиторы; заемщики; потребительский краудлендинг; предпринимательский краудлендинг; государственное регулирование (с. 74–84).
Библ. 15; табл. 2.
Список использованной литературы
1. Everett C. Origins and development of credit-Based crowfunding [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ssrn.com/abstract=2442897.
2. Boitan I.A. Crowdlending and financial inclusion evidence from EU countries [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.unwe.bg/uploads/Alternatives/I_B_2016_Issue4_en-3.pdf.
3. Bofondi M. Questioni di economia e finanza. IL lending-based crowdfunding: opportunitá e rischi [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni/qef/2017-0375/QEF_375.pdf.
4. Šetlers G., Valdmanis J. Crowdlending – factors driving investors’ decision-making in Latvia // SSE Riga Student Research Papers. – 2016. – November. – 49 p.
5. Dietrich A., Amrein S., Falk von der Heyde, Heuermann A. and Rüdisühli M. Crowdlending survey 2018. – Luzern : PwC, 2018. – 22 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.pwc.ch/en/insights/fs/crowdlending.html.
6. Rusu L. Report on the international experience in the field of legal and regulatory provisions concerning crowdfunding activities [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.iom.md/sites/default/files/publications/Migration%20and%20development/pdf/8_Report%20on%20best%20international%20practices%20in%20the%20regulation%20of%20crowdfunding.pdf.
7. Іващенко А.І., Поліщук Є.А., Диба О.М. Перспективи розвитку краудфандингу в Україні як інструменту залучення коштів для підприємств малого та середнього бізнесу // Інвестиції: практика та досвід. – 2016. – № 21. – С. 34–39.
8. Михальчук Л.В., Сипало О.М. Вітчизняний краудфандінг: проблеми та перспективи // Вісник Житомирського державного технологічного університету. – Сер. : Економічні науки. – 2015. – № 1 (71). – С. 234–238.
9. Крухмаль О.В., Заєць О.С. Peer-to-peer кредитування в Україні: перспективи розвитку та виклики для банків // Интернаука. – 2017. – № 2 (24). – Т. 2. – С. 93–96.
10. Мазаракі А., Волосович С. FinTech у системі суспільних трансформацій // Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. – 2018. – № 2. – С. 5–18.
11. Петрівський О.О. Перспективи розвитку пірингового кредитування в Україні [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.market-infr.od.ua/journals/2017/7_2017_ukr/55.pdf.
12. Poskriakov F. Crowdlending – swiss regulatory regime – Quo vadis? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.lenzstaehelin.com/uploads/tx_netvlsldb/Jusletter_crowdlending---swiss_1e9d024493_en.pdf.
13. Chen D. A Comparative study of online P2P lending in the USA and China // Journal of Internet Banking and Commerce. – 2012. – Vol. 17. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.icommercecentral.com/open-access/a-comparative-study-of-online-pp-lending-in-the-usa-and-china.pdf.
14. Levine R., Loayza N., Beck T. Financial intermediation and growth: causality and causes // Journal of Monetary Economics. – 2000. – Vol. 46 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://siteresources.worldbank.org/DEC/Resources/FinancialDevelopmentandGrowth.pdf.
15. Відякін М. Оновлення Комплексної програми розвитку фінансового сектору України до 2020 року [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://reforms.in.ua/sites/default/files/docs/presentation_program2020_feb2017.pdf.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 35.082.4
 
Н. Л.  Н О В И К О В А, 
доцент, доктор экономических наук, 
завкафедрой публичного управления и администрирования,
© Новикова Наталия Леонидовна (Novikova Nataliya), 2018; 
e-mail:nazichka4021@gmail.com;

Р. А.  Н А У М Е Н К О, 
профессор, доктор наук по государственному управлению, 
профессор кафедры публичного управления и администрирования,
© Науменко Раиса Андреевна (Naumenko  Raisa), 2018;
 e-mail: naumenko_r@ukr.net,

А. А.  И Л Ь И Н А, 
кандидат экономических наук, 
старший преподаватель кафедры публичного управления и администрирования 
© Ильина Анастасия Александровна (Ilina Anastasiya), 2018; 
e-mail: nnnasta@ukr.net

Киевский национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина 
МАРКЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 

Резюме
В статье определены индикаторы профессиональной компетентности государственных служащих в условиях реформирования системы государственного управления. Обобщены научные подходы к толкованию понятий «государственное управление» и «публичное управление», проанализирована взаимосвязь этих терминов. Рассматриваются основные маркеры профессиональной компетентности государственных служащих в публичной сфере. По результатам проведенных исследований установлено, что значительная часть государственных служащих по разным причинам не занимается системным развитием своего профессионального ресурса, основу которого составляет творческий потенциал. При этом высокий уровень напряженности профессиональной деятельности, специфические трудности в системе государственной службы обусловливают проблемы в личностно-профессиональном развитии государственных служащих, усложняя процесс раскрытия этого потенциала и, соответственно, получение высшего уровня компетентности для осуществления профессиональной деятельности.
Среди эффективных направлений подготовки государственных служащих и повышения уровня их профессиональной компетентности выделена разработка и обоснование новых критериев оценки качеств, результативности и эффективности руководящего персонала в сфере государственной службы, стимулирование профессионального роста в процессе ежегодной оценки, участие в открытых конкурсах. Соответственно, развитие дальнейших исследований определяется возможностью совершенствования теоретико-методологических основ изучения маркеров профессиональной компетентности государственных служащих как прикладных аспектов гармонизации процесса их профессионализации с учетом современных требований новой модели публичного управления.
Ключевые слова: управленческие кадры; государственные служащие; маркеры профессиональной компетентности; государственное управление; публичное управление; индикаторы профессиональной компетентности (с. 85–98).
 
Библ. 21; рис. 1; табл. 2.
Список использованной литературы
1. Osborne D., Gaebler T. Reinventing government. How the entrepreneurial spirit is transforming the public sector. – New York : Addison-Wesley, 1992. – 432 p.
2. Соловйов В.М. Новий державний менеджмент: визначення, сутність і генеза поняття // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. – Сер. : Державне управління. – 2014. – Вип. 1 (1). – С. 80–83.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М. : Изд-во РАГС, 2008. – 311 с.
4. Бакуменко В.Д., Червякова О.В.  Трансформаційні тенденції державного управління в умовах суспільних змін // Наукові розвідки з державного та муніципального управління : зб. наук. праць. – К. : ВПЦ АМУ, 2012. – Вип. 2. – С. 7–16.
5. Науменко Р.А., Гогіна Л.М., Бакуменко В.Д. та ін. Державна служба в Україні: актуальні проблеми та шляхи модернізації : наук. розробка. – К. : НАДУ, 2010. – 44 с.
6. Гогіна Л.М. Компетентнісний підхід у професійному навчанні державно-управлінських кадрів: актуальність, передумови та проблеми впровадження // Аналітика і влада. – 2010. – № 2. – С. 45–55.
7. Пашко Л.А. Актуалізація людського фактора в сфері державного управління як запорука результативності взаємодії в форматі «держава – громадянське суспільство» / Громадські організації та органи державного управління: питання взаємодії : моногр. ; [за ред. Н.Р. Нижник, В.М. Олуйка]. – Черкаси : Вид-во Чабаненко, 2009. – 305 с.
8. Гончарук Н.Т. Мотивація і оцінка керівного персоналу в сфері державної служби // Актуальні проблеми державного управління : зб. наук. праць. – Дніпропетровськ : ДРІДУ НАДУ, 2007. – Вип. 1 (27). – С. 250–256.
9. Луговий В. Шляхи удосконалення персоналу державної служби (аналіз вітчизняного та зарубіжного досвіду). – К . : Вид-во УАДУ, 1999. – 247 с.
10. Мудрик А.Б. Професійна компетентність державних службовців: теоретико-емпіричний аналіз феномена [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https://core.ac.uk/download/pdf/153576128.pdf. 
11. Науменко Р.А., Тимцуник В.І. Професійна компетентність державних службовців у контексті реформ в Україні // Теорія та практика державного управління і місцевого самоврядування : електронний зб. наук. праць. – 2015. – № 2. – С. 7–22.
12. Науменко Р.А., Гогіна Л.М., Сєров О.В., Тодосова Г.І. Творча самореалізація особистості державного службовця: стан і проблеми забезпечення : наук. розробка. – К. : НАДУ, 2012. – 60 с.
13. Нижник Н.Р., Цвєтков В.В., Леліков Г.І. та ін. Державний службовець в Україні (пошук моделі) ; [за ред. Н.Р. Нижник]. – К. : Вид. дім «ІнЮре», 1998. – 272 с.
14. Нижник Н., Пашко Л. Управлінець ХХІ століття: організатор чи термінатор? // Соціальна психологія. – 2005. – № 5 (13). – С. 28–37.
15. Оболенський О.Ю. Принцип професіоналізму на державній службі // Вісник державної служби України. – 1998. – № 1. – С. 54–61.
16. Прудиус Л. Акмеологічні підходи до підвищення професійного рівня державних службовців: теоретико-методологічний аспект // Вісник державної служби України. – 2008. – № 3. – С. 22–26.
17. Тертичка В. Підготовка вищих державних службовців: як управляти по-новому / Актуальные проблемы государственного управления на современном этапе создания государства : сб. матер. VII Всеукр. науч.-практич. конф. – Луцк, 2013. – С. 122–126.
18. Becking K., Hopman N. Excellent public leadership: 7 competencies for Europe. – London : Sdu Uitgevers, 2005. – P. 10–31.
19. Bovaird T.  Public Management and Governance. T. Bovaird, E. Loffler (Eds). Second edition. – London and New York : Routledge Taylor & Francis Group, 2009. – 374 p.
20. Ковбасюк Ю.В., Войтович Р.В., Телешун С.О. Профілі професійної компетентності посадових осіб органів державної влади : наук. розробка ; [за ред. Ю.В. Ковбасюка, Р.В. Войтович]. – К. : НАДУ, 2015. – 64 с.
21. Публічне управління та адміністрування в умовах інформаційного суспільства: вітчизняний і зарубіжний досвід : моногр. ; [за ред. С. Чернова та ін.]. – Запоріжжя : ЗДІА, 2016. – 606 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 338.242
Н. Э.  Д Е Е В А,
профессор, доктор экономических наук, 
профессор кафедры менеджмента,
* © Деева Наталия Эдуардовна (Dyeyeva Nataliya), 2018; 
e-mail: dne280678@gmail.com,

В. В.  Х М У Р О В А,
доцент, кандидат  экономических наук, 
доцент кафедры менеджмента  
© Хмурова Виктория Валентиновна (Khmurova Viktoria), 2018; 
e-mail: chyydo@ukr.net

Киевский  национальный торгово-экономический университет,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина 
 
ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: 
ИНТЕРЕСЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Резюме
Перспективным и взаимовыгодным способом сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом является публично-частное партнерство, направленное на реализацию социально важных проектов с привлечением ресурсов частного бизнеса. Для оценки возможностей и угроз реализуемых проектов необходимо определить интересы стейкхолдеров, значимость их вклада, риски, разработать механизм согласования интересов заинтересованных сторон.
В статье выяснена возможность согласования интересов заинтересованных сторон на основе анализа успешных практик и направлений минимизации рисков реализации публично-частного партнерства, определены и классифицированы основные стейкхолдеры партнерства.
В ходе исследования применялись диалектический метод анализа и синтеза, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, сравнение и др.), использован системный подход для обобщения моделей.
Проведен анализ субъектов и объектов публично-частного партнерства в разных странах, выделены основные направления партнерства, классифицированы и охарактеризованы формы и модели публично-частного партнерства, даны рекомендации относительно выбора наиболее выгодных форм и моделей партнерства для реализации проектов. Предложено использовать теорию стейкхолдеров для выбора траектории развития публично-частного партнерства и классифицировать заинтересованных лиц в зависимости от возможностей их взаимного влияния.
Реализация проектов публично-частного партнерства зависит от их качественной подготовки, определения групп стейкхолдеров, оценки их значимости в проекте, прогнозирования их заинтересованности в реализации проекта, формирования профиля рисков, разработки контрактных моделей и механизмов построения конструктивного диалога, инструментов государственной и муниципальной поддержки, эффективного использования потенциала частного бизнеса.
Ключевые слова: партнерство; публично-частное партнерство; стейкхолдеры; модели публично-частного партнерства (с. 99–111).
 
Библ. 19; табл. 1.
 
Список использованной литературы
 
1. Osei-Kyei R., Chan A.P.C. Review of studies on the Critical Success Factors for Public-Private Partnership (PPP) projects from 1990 to 2013 // International Journal of Project Management. – 2015. – Vol. 33. – Iss. 6. – P. 1335–1346 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0263786315000411.
2. Chou J.-Sh., Pramudawardhani D. Cross-country comparisons of key drivers, critical success factors and risk allocation for public-private partnership projects // International Journal of Project Management. – 2015. – Vol. 33. – Iss. 5. – P. 1136–1150 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0263786314002117.
3. Verhoest K., Petersen O.H., Scherrer W., Soecipto R.M. How Do Governments Support the Development of Public Private Partnerships? Measuring and Comparing PPP Governmental Support in 20 European Countries // Transport Reviews: A Transnational Transdisciplinary Journal. – 2015. – Vol. 35. – Iss. 2. – P. 118–139.
4. Полякова О.М. Світовий досвід фінансування розвитку автодорожньої інфраструктури на основі державно-приватного партнерства // Вісник економіки транспорту і промисловості. – 2014. – №  48. – С. 69–73.
5. Teng T.L., Yuan J.F., Li Q.M. Analysis of the Formation Path of the Residual Value Risk in Public Private Partnership Projects Based on SEM Method // Advanced Materials Research. – 2014. – Vol. 1079–1080. – P. 1126–1130. 
6. Teng T., Li Q., Yuan J., Deng X. An Attempt to Apply Vulnerability for Quantifying Risks in Public Private Partnership Projects / Proceedings of the 19th International Symposium on Advancement of Construction Management and Real Estate. – 2015. – 28 April. – P. 799–808.
7. Bult-Spiering M., Dewulf G. Strategic issues in public-private partnerships. An international perspective. – Oxford : Blackwell Publishing, 2006. – 220 p.
8. Hood J., Fraser I., McGarvey N. Transparency of Risk and Reward in U.K.  Public-Private Partnerships // Public Budgeting & Finance. – 2006. – Vol. 26. – Iss. 4. – P. 40–58.
9. Sadka E. Public-Private Partnerships: A Public Economics Perspective / IMF Working Paper No. 06/77. – 2006. – 27 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2016/12/31/Public-Private-Partnerships-A-Public-Economics-Perspective-18865.
10. Freeman E. Strategic Management: A stakeholder approach. – Boston : Pitman, 1984. – 266 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bookre.org/reader?file=1164948&pg=6.
11. Краснокутська Н.С., Ришкова Я.С. Теорія зацікавлених сторін: основні положення та сфери дослідження // Економічна стратегія і перспективи розвитку сфери торгівлі та послуг. – 2014. – Вип. 1. – С. 96–104 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nbuv.gov.ua/UJRN/esprstp_2014_1_11.
12. Clarkson M. A Risk Based Model of Stakeholder Theory. Proceeding of the Second Toronto Conference on Stakeholder Theory. – Toronto : Centre for Corporate Social Performance & Ethics, University of Toronto, 1994. – 380 p.
13. Calvert S. Managing Stakeholders: The Commercial Project Manager. – London : McGraw-Hill,  1995. – 250 p.
14. Winch G., Bonke S. Project Stakeholder Mapping: analysing the interests of project stakeholders / The Frontiers of Project Management Resaerch. – Pennsylvania : Project Management Institute, 2002. – Chapter 23. – P. 385–403 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.research.manchester.ac.uk/portal/en/publications/project-stakeholder-mapping-analysing-the-interests-of-project-stakeholders(dd9771e5-dc59-458a-bb28-da717da12a44)/export.html.
15. Newbould G., Luffman G. Successful Business Politics. – London : Gower, 1989. – 238 p. 
16. Олексів І.Б., Харчук В.Ю. Теоретико-методологічні засади управління підприємством на засадах урахування інтересів стейкхолдерів // Демократичне врядування. – 2014. – Вип. 13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nbuv.gov.ua/UJRN/DeVr_2014_13_20.
17. Крупина Н.Н. Стейкхолдерский подход в бизнес-планировании // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 24 (423). – С. 12–23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/steykholderskiy-podhod-v-biznes-planirovanii.
18. Moloney K. Rethinking Public Relations: PR Propaganda and Democracy (2nd edn.). – London : Routledge, 2006. – 220 р.
19. Harris F. A Historical Overview of Stakeholder Management / Construction Stakeholder Management. E. Chinyio, P. Olomolaiye (Eds.). – Chichester : Wiley-Blackwell, 2010. – 395 р.
 
Статья поступила в редакцию 20 июня 2018 г.
 
 
УДК 334.012.61-022.51(477)
Л. В.  Л У К А Ш О В А,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
Киевского национального торгово-экономического университета,
ул. Киото, 19, 02156, Киев, Украина
© Лукашова Людмила Витальевна (Lukashova Liudmyla), 2018;
e-mail: lukashovalv@ukr.net
 
ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ

Резюме
Субъекты малого предпринимательства составляют значительную прослойку (99,2% всех хозяйствующих субъектов в Украине) национальных субъектов хозяйствования. Стимулирование развития малого предпринимательства будет способствовать не только повышению эффективности функционирования национальной экономики, но и решению ряда насущных социальных проблем, в первую очередь, проблемы безработицы за счет создания новых рабочих мест и предотвращения трудовой миграции.
Подавляющее большинство теоретических и прикладных исследований развития малого предпринимательства сосредоточены на учете и анализе финансовых результатов, налоговом регулировании и финансовом механизме его развития. Вне внимания современной научной мысли остается вопрос обоснования императивов развития национальных субъектов малого предпринимательства. 
Цель статьи заключается в определении императивов развития малого предпринимательства в Украине для повышения эффективности национальной экономики, обеспечения потребностей общества и роста благосостояния населения.
Методологической основой статьи является синтез результатов фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых. Для получения конкретных научных результатов были применены следующие методы: диалектический, аналогии, графический, экономико-статистического и математического анализа. 
Проведен структурно-динамический анализ национальных субъектов малого предпринимательства, осуществлена оценка влияния инноваций на деятельность и развитие субъектов малого предпринимательства. Инновационные преимущества в контексте позитивных качественных изменений рассматриваются как действенное средство повышения конкурентоспособности субъе

» Все новости
Новости
Вышла электронная версия журнала № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Вышел из печати № 8, 2018 г.
№ 8, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати № 7, 2018 г.
№ 7, 2018 г.   НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ   УДК [338:330.3]:... »
Вышел из печати № 6, 2018 г.
УДК 339.92 Ч Ж А Н   Д У Н Ъ Я Н, постдок Института международных... »
Вышел из печати № 5, 2018 г.
    УДК 338.43.01(477) О. А.  Ш У Л Ь Г А, доцент,... »
Вышел из печати №4,2018
  НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 005.21:005.332.4:339.92(477) В. В.... »
Вышел из печати №3,2018
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 332.12:330.52:330.15 М. А.  Х В Е С И... »
Вышел из печати №2,2018
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.101 П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышел из печати №1,2018
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  УДК 331.522.4 Г. Т.  К... »
Вышел из печати №12, 2017
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Вышел из печати №11,2017г.
НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ УДК 330.341.424:339.9 М. И.  З В Е Р Я К... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE