MySite.Новости

19.12.2018

Вышла электронная версия журнала № 11-12, 2018 г.

Кiлькiсть переглядiв: 82
№ 11-12, 2018 г.
 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА
 
УДК 338.24.021.8
О. Л.  Я Р Е М Е Н К О, 
профессор, доктор экономических наук,
завсектором институциональной экономики
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина 
                                                 © Яременко Олег Леонидович (Yaremenko Oleh), 2018;  
e-mail: yaremenkooleg2@gmail.com
 
ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВЛИЯНИЕ 
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ 
НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Резюме
Реформы влияют на эффективность экономики через механизмы мобильности ресурсов, ожиданий, доверия, динамики теневого сектора, коррупции и экономической свободы, общей инновационной состоятельности экономики. Характер и содержание этих влияний противоречивы и порой неопределенны. Поэтому, планируя «очередную волну» реформ, имеет смысл учитывать специфические особенности связи изменений в институциональной среде с процессами функционирования и развития экономики.
Реформам предшествует критический рост неопределенности, проявлением которой являются массовые институциональные, рыночные и технологические деструкции. Такие разрывы, деструкции и проблемы невозможно преодолеть в рамках старой системы правил, фактического распределения полномочий и ответственности участников хозяйственной системы, поскольку ни один субъект не считает деструкции относящимися к сфере его ответственности и полномочий. Содержание реформ – это осознанное изменение распределения экономической власти в обществе. Наиболее согласованы с идентичностью общества и государства эволюционные изменения или эндогенные реформы, отражающие внутреннее перераспределение экономической власти, рыночные и технологические сдвиги в национальной экономике.  
Институциональные реформы всегда содержат существенный элемент неопределенности, который проявляется в кратко- или среднесрочных рисках падения эффективности и долгосрочной стагнации системы. Наибольшим риском институциональных изменений следует признать разрушение идентичности и полную потерю субъектности.
Учет национального исторического контекста – важная предпосылка понимания влияния реформ на экономическую систему. Если реформы согласуются с исторически сформированной ценностной идентичностью населения, фиксируют или продолжают эволюционные изменения в ценностно-подобных институциональных структурах, то вероятность их успеха будет относительно выше, и они смогут обеспечить ощутимый рост общественного богатства, усиление национальной конкурентоспособности, развитие технологий и дальнейшую социализацию экономики.
 
Ключевые слова: институциональные реформы; рыночный фундаментализм; презумпция эффективности; ценностная идентичность; экономический суверенитет; экзогенизация развития (с. 3-18).

Библ. 17; табл. 1.
Список использованной литературы
1. Perez С. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. – London : Elgar, 2002. – 224 p. 
2. Alesina A., Ardagna S., Trebbi F. Who Adjusts and When? On the political economy of reforms / Harvard Institute of Economic Research // Discussion Paper Number 2108. – Cambridge, Massachusetts : Harvard University, 2006. 
3. Blyth M. Great Transformations: Economic ideas and institutional change in the twentieth century. – Cambridge : Cambridge University Press, 2002. – xii + 284 p. 
4. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений : моногр. ; [пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана]. – М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 256 с.
5. Acemoglu D., Robinson J. Persistence of Power, Elites and Institutions // American Economic Review. – 2008. – Vol. 98. – No. 1. – P. 267–293 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/aer.98.1.267. 
6. Caselli F., Gennaioli N. Economics and Politics of alternative institutional reforms // The Quarterly Journal of Economics. – 2008. – August. – Vol. 123. – Iss. 3. – Р. 1197–1250.
7. Rodrik D. The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy. – NY : Norton & Company, Inc., 2010. – 337 p.
8. Hall P. Historical Institutionalism in Rationalist and Sociological Perspective [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/228383364. 
9. Coelho М., Ratnoo V., Dellepiane S. Political Economy of Policy Failure and Institutional Reform [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/Political%20Economy%20-0A%20Review%20of%20the%20Literature%2012012015%20Final.pdf. 
10. Коломієць Г.М. Невизначеність розвитку господарчих систем і їх реформування : моногр. – Х. : Вид-во Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна, 2004. – 256 с.
11. Posen A. The Post-American World Economy. Globalization in the Trump Era // Foreign Affairs. – 2018. – March/April. – Vol. 97. – No. 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2018-02-13/post-american-world-economy.
12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности ; [пер. с англ.]. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 262 с. 
13. Самуэльсон П. Основания экономического анализа ; [пер. с англ. В.Г. Блиновой и др. под ред. П.А. Ватника]. – СПб. : Экономическая школа, 2002. – 604 с.
14. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Избранные произведения ; [пер. с англ.].  М. : Экономика, 1993.  541 с.
15. Boeri T., Tabellini G. Does Information Increase Political Support for Pension Reform? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dklevine.com/archive/refs4784828000000000244.pdf.
16. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация.  СПб. : Лениздат, 1996.  702 с.
17. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М. : Наука, 1983. – 277 с.
Статья поступила в редакцию 20 августа 2018 г. 
 
УДК 330.341.1
 
И. Н.  Р Е П И Н А, 
доктор экономических наук,
 профессор кафедры экономики предприятий 
ГВНЗ «Киевский национальный экономический 
университет имени Вадима Гетьмана»,
пр. Победы, 54/1, 03057, Киев, Украина
© Репина Инна Николаевна (Riepina Inna), 2018;
e-mail: rephousenew@gmail.com
 
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ 
ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ 

Резюме
Познание и системное исследование сущности инновационных процессов продолжает оставаться чрезвычайно актуальной научной и прикладной задачей. В статье рассмотрены состояние и перспективы развития инновационного предпринимательства в Украине по сравнению со странами инновационного анклава для поиска катализаторов его активизации.
Основой приведенных обобщений и выводов послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательные акты, публичные отчеты и планы инновационного развития Украины разных временных промежутков, данные Госкомстата Украины, Евростата, официальных рейтингов Startup Ranking и Global Innovation Index. 
Во время исследования применен широкий спектр общенаучных и специальных методов познания. Для проведения трансформационного анализа развития инновационного предпринимательства предложена дескриптивная модель ADIE 7D, базирующаяся на семи дескрипторах: «Наукоемкость ВВП», «Венчурное финансирование инновационной деятельности», «Удельный вес предприятий, занимающихся инновациями», «Количество зарегистрированных патентов», «Реализация инновационных проектов (Start-up)», «Экосистема инновационного предпринимательства», «Глобальный инновационный индекс». Она позволила идентифицировать стимуляторы и дестимуляторы влияния на процесс создания благоприятной среды инновационной активности.
Среди ключевых стимуляторов развития инновационного предпринимательства следует указать на значительный инновационный потенциал, предпринимательский энтузиазм и креативность инноваторов. Однако отсутствие должного финансирования и гармонизированной экосистемы инновационного предпринимательства становится препятствием радикальных изменений, направленных на инновационный прорыв нашей страны.
На основе результатов проведенного анализа представлена стратегическая карта развития инновационного предпринимательства в Украине согласно дескрипторам предложенной модели. В дальнейших исследованиях планируется дополнить эту дескриптивную модель ADIE 7D за счет имплементации новых перспективных дескрипторов для углубления аналитических процедур.  
 
Ключевые слова: инновационное предпринимательство; дескрипторы развития; наукоемкость ВВП; венчурное финансирование; патенты; инновационный анклав; стартап; экосистема инновационного предпринимательства; глобальный инновационный индекс (с. 19–27).

Библ. 3; рис. 4; табл. 2.
Список использованной литературы
1. Шенкаренко М. Основні показники діяльності у сфері промислової власності у 2017 році // Інтелектуальна власність. – 2018. – № 1. – С. 15–21.
2. Яровая М. Довгополый Денис: Как мы строили отрасль стартапов в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ain.ua/2013/05/29/125075.
3. Development of small and medium enterprises: the EU and East-partnership countries experience : monogr. ; [I. Britchenko, Ye. Polishchuk, eds.]. – Tarnobrzeg : Wydawnictwo Państwowej Wyższej Szkoły Zawodowej im. prof. Stanisława Tarnowskiego w Tarnobrzegu, 2018. – P. 192–193.
Статья поступила в редакцию 19 июля 2018 г.
 
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ
 
УДК 336.13:338.2
Т. И.  Е Ф И М Е Н К О,
профессор, доктор экономических наук, 
академик НАН Украины, заслуженный экономист Украины, 
президент ГУНУ “Академия финансового управления”, 
бульв. Дружбы Народов, 38, 01014, Киев, Украина

© Ефименко Татьяна Ивановна (Iefymenko Tetiana), 2018; 
e-mail: efimenko@afu.kiev.ua; 
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9163-3959.
 
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ УКРАИНЫ: 
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Резюме
Противодействие угрозам безопасности национального экономического пространства должно сопровождаться защитой финансового суверенитета со стороны властных структур. Безусловное осуществление среднесрочных целей снижения темпов прироста совокупной задолженности страны в перспективе, совершенствования правительственных регуляторных механизмов распределения ограниченных ресурсов, повышения качества предоставления конституционно гарантированных публичных услуг, поддержки инвестиций в реальный сектор экономики должно быть ключевым ориентиром для системы управления государственными финансами (СУГФ). 
Проанализированы институциональные, макроэкономические, политические, организационные, информационные риски, которые могут препятствовать успешному принятию мер, направленных на обеспечение последовательности и предсказуемости бюджетно-налоговой политики, на предотвращение дефолтных ситуаций и т. п. 
Результаты практической реализации принятых в прошлом году программных документов, регламентирующих Стратегию реформирования СУГФ на 2017–2020 годы (далее – Стратегия) и План действий по ее внедрению, свидетельствуют, что недостаточность скоординированного волеизъявления, а также консенсуса по поводу единого курса изменений в обществе негативно влияет на качество управления фискальными рисками и инвестиционными процессами, на степень синхронности в бюджетно-налоговом регулировании с другими рычагами влияния государства на успешность управления изменениями. 
Подчеркнуто, что на высокую степень зависимости от международной финансовой помощи с целью усиления равновесного состояния экономики, на необходимость более интенсивного развития национального хозяйства, продолжения структурных реформ указано в обнародованном отчете Еврокомиссии в связи с очередной годовщиной заключения и имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Association Agreement – AA).  
Предложены пути нейтрализации разрушительных последствий от любых внешних или внутренних трансформаций в социально-экономической системе при помощи равновесных процессов общественного воспроизводства, интенсификации капиталовложений, содействия развитию предпринимательства, ограничения теневой деятельности, обеспечения прозрачности операций с государственными финансовыми активами, синергетического эффекта управленческого взаимодействия Правительства и НБУ. 
 
Ключевые слова: экономическая безопасность; система управления государственными финансами; риски нестабильности; устойчивое развитие; политический консенсус; бюджетно-налоговое регулирование (с. 28–46).
 
Библ. 8; рис. 5.
Список использованной литературы
1. Bruno M., Sachs J.D. Economics of Worldwide Stagflation. – Cambridge, MA : Harvard University Press; First edition. – 1985. – 336 p.
2. Людський розвиток в Україні: інституційне підгрунтя соціальної відповідальності : моногр. ; [за ред. Е.М. Лібанової]. – К. : Ін-т демографії та соціальних досліджень імені М.В. Птухи НАН України, 2017. – 368 с.
3. Геєць В.М. 25 років трансформаційних змін. Що далі? // Економіка і прогнозування. – 2016. – № 2. – C. 7-8.
4. Геєць В.М. Економіка України: ключові проблеми і перспективи // Економіка і прогнозування. – 2016. – № 1. – C. 7–22.
5. Гриценко А.А. Економіка України на шляху до інклюзивного розвитку // Економіка і прогнозування. – 2016. – № 2. – C. 9–23.
6. Інституційні трансформації соціально-економічної системи України : моногр. ; [за ред. А.А. Гриценка]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2016. – 273 с.
7. Gregory P.R., Stuart R.C. Comparative Economic Systems. 5th ed. / Houghton Mifflin Company, 1995. – 490 р.
8. Горбулін В. Вулканічний синдром // Дзеркало тижня. – 2018. – Червень 15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dt.ua/internal/vulkanichniy-sindrom-280772_.html.
Статья поступила в редакцию 13 августа 2018 г.
 
УДК 336.143
В. П.  К У Д Р Я Ш О В,
профессор, доктор экономических наук, 
завотделом государственных финансов 
Научно-исследовательского финансового института
ГННУ "Академия финансового управления",
бул. Дружбы народов, 38, 01014, Киев, Украина 

 

 © Кудряшов Василий Павлович (Kudryashov Vasyl), 2018; 
e-mail: kvp.kudrya@gmail.com
 
ФИСКАЛЬНЫЕ  ПРАВИЛА И КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Резюме
Освещены вопросы использования фискальных правил в проведении бюджетной политики (одного из инновационных механизмов, направленных на ограничение фискальных дисбалансов и усиление положительных воздействий на экономическое и социальное развитие). Проведен анализ подходов к определению содержания фискальных правил. Предложены его трактовки, что отражает не только их ограничительные, но и корректирующие функции. Рассмотрены рекомендации МВФ по вопросам применения фискальных правил, наднационального регулирования бюджетной политики в рамках интеграционных объединений, их позитивное и негативное влияние на развитие государств-членов. Отмечено, что фискальные правила должны быть достаточно взвешенными и гибкими для их использования в государственном управлении. С целью повышения результативности фискальных правил в течение последних лет в ЕС были внесены существенные изменения относительно их состава. Выявлены основные задачи применения фискальных правил, а также их значение в повышении бюджетной ответственности правительства, в частности, в обеспечении бюджетной дисциплины, а также эффективности расходования средств. Раскрыты механизмы корректировки бюджетной политики, вводимые в рамках фискальных правил. Особое внимание уделено мерам продолжения фискальной консолидации, а также поддержания экономического роста и финансовой стабильности. Сделаны выводы, что ужесточение фискальных правил на наднациональном уровне в ЕС препятствовало гибкости в управлении бюджетными ресурсами, следовательно, они требуют реформирования. С использованием фискальных правил актуализировались вопросы внесения изменений в институциональную структуру управления государственными финансами и углубления прозрачности бюджетных операций.
Отмечено, что изменения к применению фискальных правил являются достаточно важными для Украины. Те правила, которые используются в нашем государстве, являются недостаточными и в полной мере не решают возложенные на них задачи. Они требуют расширения и совершенствования, а также внедрения действенных механизмов имплементации. Для повышения результативности фискальной политики в Украине следует учитывать опыт зарубежных стран, а также разрабатывать и внедрять более подробные и гибкие фискальные правила. 
 
Ключевые слова: государственные финансы; бюджетная политика; государственные заимствования; государственный долг; фискальные правила; фискальная консолидация; прозрачность бюджетных операций (с. 47–59).  
 
Библ. 17; рис. 3. 
Список использованной литературы
1. Кудряшов В.П. Рекомендации МВФ по вопросам фискальной политики и их учета в Украине // Экономика Украины. – 2016. – № 10. – С. 3–19.
2. Бланкарт Ш. Державні фінанси в умовах демократії: Вступ до фінансової науки ; [пер. з нім.] ; [за ред. В.М. Федосова]. – К. : Либідь, 2000. – 656 с.
3. Богдан Т.П. Фіскальні правила як важлива складова прогресивних фіскальних інститутів // Фінанси України. – 2016. – № 4. – С. 7–26.
4. Геец В.М. Особенности взаимосвязи экономических и политических трансформаций на пути к реконструктивному развитию экономики Украины // Экономика Украины. – 2017. – № 10. – С. 3–17.
5. Єфименко Т.І.  Розвиток економіки України  в умовах зміцнення безпеки в Чорноморському регіоні // Фінанси України. – 2018. – № 6. – С. 7–18.
6. Public financial management and its emerging architecture ; [M. Cangiano, T. Curristine, M. Lazare, eds.]. – Washington, D.C. : International Monetary Fund, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.elibrary.imf.org/abstract/IMF071/20033-9781475531091/20033-9781475531091/20033-9781475531091.xml?redirect=true.
7. Begg I., Lucas Cole A., Guerello Ch., Traficante G., Poniatowski G., Głowacki K. еt al Fiscal rules and other rule-based mechanisms in practice: introduction to case studies of four Member States. FIRSTRUN Deliverable 6.5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.case-research.eu/uploads/zalacznik/2017-04-13/D6_5_case_studies.pdf.
8. Corbacho A., Ter-Minassian T. Public Financial Management Requirements for Effective Implementation of Fiscal Rules / The International Handbook of Public Financial Management ; [R. Allen, R. Hemming, B.H. Potter, eds.]. – London : Palgrave Macmillan, 2013. – P. 38–62 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137315304_3.
 9. Wierts P. Fiscal Rules and Fiscal Outcomes in EMU Theory and Evidence. – The Centre for Euro-Asian Studies, 2008. – 273 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.dnb.nl/en/binaries/WiertsThesisFiscalRulesOctober2008Final_tcm47-210422.pdf.
10. Pettinger T. EU Fiscal rules – economic issues and problems [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.economicshelp.org/blog/7050/economics/eu-fiscal-rules/. 
11. Ayus-i-Casals J. National Expenditure Rules: Why, How and When / Economic Papers 473. – December. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/economic_paper/2012/pdf/ecp473_en.pdf. 
12. Kawarska A. Fiscal Rules in Poland (Reguly fiskalne w Polsce) // Research Reports. University of Warsaw, Faculty of Management. – 2016. – Vol. 2. – Iss. 22. – Р. 213–223 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ideas.repec.org/a/sgm/resrep/v2i22y2016p213-223.html.
13. Claeys G., Darvas Z. How to reform EU fiscal rules [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bruegel.org/2016/04/how-to-reform-eu-fiscal-rules/. 
14. Heinemann F., Moessinger M.-D., Yeter M. Do fiscal rules constrain fiscal policy? A meta-regression-analysis // European Journal of Political Economy. – January 2018. – Vol. 51. – Р. 69–92 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0176268016301471.
15. Mathieu C., Sterdyniak H. Do we need fiscal rules? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.boeckler.de/pdf/v_2011_10_27_mathieu_sterdyniak.pdf.
16.  Gadomski W. Five Steps to reduce the Publice Debt [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://financialobserver.eu/poland/five-steps-to-reduce-the-public-debt/.
17. Кудряшов В.П. Императивы и риски накопления государственных заимствований // Экономика Украины. – 2018. – № 6. – С. 26–44.
Статья поступила в редакцию 13 июля 2018 г.
 
УДК 336.52
Т. В.  Ж И Б Е Р,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов
ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет
имени Вадима Гетьмана»,
пр-т Победы, 54/1, 03057, Киев, Украина

© Жибер Татьяна Васильевна (Zhyber Tetiana), 2018;
e-mail: tzhiber@gmail.com
 
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСХОДОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР УКРАИНЫ

Резюме
Энергетический сектор Украины построен в соответствии с потребностями бывшего СССР. Весь период независимости постсоветские связи и технологии требовали значительных расходов публичных средств на нужды ТЭК. Целью статьи является определение суммы затрат публичных средств на деятельность энергетического сектора Украины. Задача – установить перспективы дальнейшей нагрузки на публичные расходы. Показана динамика прямых расходов и кредитов из государственного бюджета на энергетический сектор, выполнено их сравнение в целом и по отдельным сферам. Способ расчета заключался в авторской группировке и сложении фактических бюджетных расходов или кредитов вместе по общим и специальным фондам бюджета в соответствии с бюджетными программами в течение 2002–2017 гг.
Расходы на ТЭК по функциональной классификации сравнивались с авторскими расчетами расходов по бюджетным программам. Обнаруженные расхождения объясняются выполнением в течение всего анализируемого периода утвержденных бюджетных программ разными ответственными исполнителями, нивелированием последствий деятельности субъектов энергосектора в экономической сфере, перемещением сумм между расходами и кредитованием и др. 
За исследуемый период количество тематических бюджетных программ уменьшилось в четыре раза. Анализ показывает перспективы дальнейшего осуществления значительных прямых расходов на угольную отрасль для поддержания закрытых горных выработок, содержания службы спасения и предупреждения катастроф, дотирования предприятий для компенсации себестоимости угля. 
Способ финансового обеспечения ремонтов и модернизации энергосетей через бюджетные кредиты означает перспективы увеличения будущей долговой нагрузки на бюджет из-за необходимости возвращать кредиты в валюте. В целом энергетический сектор получает также косвенные дотации из государственного бюджета через субсидии населению и прямое финансирование. Сокращение количества бюджетных программ путем их укрупнения сужает возможности для анализа государственной политики в сфере финансовой поддержки энергетического сектора в Украине. 
 
Ключевые слова: расходы бюджета; бюджетная программа; ТЭК; энергетический сектор; бюджетная классификация; бюджетирование (с. 60–70).
 
Библ. 4; рис. 6.
Список использованной литературы
1. Бюджетна система : підруч. ; [за ред. В.М. Федосова, С.І. Юрія]. – К. : Центр учбової літератури. – Тернопіль : Економічна думка, 2012. – 871 с.
2. Башко В. Квазіфіскальні витрати та бюджетні субсидії: скільки коштує «безкоштовний» сир // Дзеркало тижня. – 2016. – № 24–25 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dt.ua/columnists/kvazifiskalni-vitrati-ta-byudzhetni-subsidiyi-skilki-koshtuye-bezkoshtovniy-sir-208247_.html.
3. Маскалевич І. Шахти: (до)продаж поцупленої коняки... // Дзеркало тижня. – 2013. – № 34 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dt.ua/energy_market/shahti-do-prodazh-pocuplenoyi-konyaki-_.html.
4. Юхимчук В.М. Розвиток відносин України та МБРР / Міжнародні відносини і туризм: сучасність та ретроспектива : зб. матер. ІV Всеукраїнської науково-практичної конференції. – Вип. 3. – Острог : Нац. ун-т «Острозька академія», 2013. – С. 162–165.
5. Ткачук Т., Ніцович Р. «Чорні діри» країни: чому Україна досі дотує державні шахти // Економічна правда. – 2018. – 10 січня [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.epravda.com.ua/publications/2018/01/10/632715/.
Статья поступила в редакцию 2 июля 2018 г.
 
УДК 336.76
С. П.  З У Б И К, 
научный сотрудник отдела денежно-кредитных отношений 
ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины”, 
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Зубик Сергей Петрович (Zubyk Serhii), 2018; 
e-mail: zubyk.sergiy@gmail.com
НАКОПИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Резюме
Важной целью накопительного пенсионного обеспечения является создание эффектов экономического развития, поскольку пенсионные выплаты из всех компонентов пенсионной системы, накопительных или ненакопительных, финансируются за счет объемов производства в стране.
В контексте финансового посредничества накопительное пенсионное обеспечение (накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования и система негосударственного пенсионного обеспечения) способствует экономическому росту благодаря, во-первых, трансформации долгосрочных сбережений в долгосрочные инвестиции, а во-вторых, обеспечению технологических изменений и структурных сдвигов в экономике.
В Украине накопительное пенсионное обеспечение не получило должного развития (активы системы накопительного пенсионного обеспечения составляют лишь 0,14% от совокупных активов финансовых корпораций), а следовательно, не имеет какого бы то ни было существенного влияния на экономику.
Мощными толчками для развития накопительного пенсионного обеспечения в Украине могут стать, во-первых, введение с начала 2019 г. накопительной системы пенсионного страхования, а во-вторых, качественное обновление институциональных условий негосударственного пенсионного обеспечения в связи с имплементацией требований Директивы 2016/2341 от 14 декабря 2016 г. о деятельности учреждений трудового пенсионного обеспечения и надзоре за ними (IORPs) (пересмотрена) и реализацией мер, предусмотренных Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года.
Положительный экономический эффект от введения корпоративных пенсионных программ также может быть достигнут на уровне отдельных корпораций. Корпоративное пенсионное обеспечение как проявление корпоративной социальной ответственности способствует росту социального ресурса корпораций и одновременно выступает гибким инструментом управления персоналом в условиях нарастающего дефицита рабочей силы и усиления на рынке труда конкуренции со стороны работодателей.
 
Ключевые слова: накопительное пенсионное обеспечение; финансовая система; финансовое посредничество; сбережения; финансовые ресурсы; инвестиции; корпоративная пенсионная программа; корпоративная социальная ответственность (с. 71–81).
 
Библ. 11; табл. 1.
Список использованной литературы
1. Holzmann R., Hinz R. Old-Age Income Support in the 21st Century: An International Perspective on Pension Systems and Reform. – Washington, D.C. : The International Bank for Reconstruction and Development, 2005 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://documents.worldbank.org/curated/en/466041468141262651/Old-age-income-support-in-the-21st-century-an-international-perspective-on-pension-systems-and-reform.
2. Goldsmith R. Financial Structure and Development. – New Haven : Yale University Press, 1969. – 561 p.
3. McKinnon R.J. Money and Capital in Economic Development. – Washington, DC : Brookings institution, 1973. – 184 p.
4. Galetovic A. Finance and Growth: A Synthesis and Interpretation of the Evidence // Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. – 1996. – Vol. 49. – No. 196. – Р. 59–82.
5. Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda // Journal of Economic Literature. – 1997. – June. – Vol. XXXV. – No. 2. – Р. 688–726.
6. Зимовець В.В. Державна фінансова політика економічного розвитку : моногр. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2010. – 256 с.
7. Carlin W., Mayer C. How Do Financial Systems Affect Economic Performance? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.197.5073&rep=rep1&type=pdf. 
8. Розвиток фінансового сектора та економічне зростання : моногр. ; [відп. ред. А.І. Даниленко]. – К. : Інститут економіки НАНУ, 2001. – 238 с.
9. Колот А.М. Корпоративна соціальна відповідальність: еволюція та розвиток теоретичних поглядів // Економічна теорія. – 2013. – № 4. – С. 5–26.
10. Kim J.-W. Assessing the long-term financial performance of ethical companies // Journal of Targeting, Measurement and Analysis for Marketing. – 2010. – Vol. 18. – No. 3-4. – Р. 199–208. 
11. Ling C.-H., Yang H.-L., Liou D.-Y. The impact of corporate social responsibility on financial performance: Evidence from business in Taiwan // Technology in Society. – 2009. – Vol. 31. – No. 1. – Р. 56–63.
Статья поступила в редакцию 6 августа 2018 г.
 
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
УДК 339.1+339.9
В. Р.  С И Д Е Н К О,
доктор экономических наук, 
член-корреспондент НАН Украины,
научный консультант по экономическим вопросам 
Украинского центра экономических и политических исследований 
имени Александра Разумкова,
главный научный сотрудник отдела экономической теории
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Сиденко Владимир Романович (Sidenko Volodymyr), 2018; 
e-mail: v_sidenko@ukr.net.
 
МЕГАТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Резюме
Освещены вопросы развития электронной (цифровой) торговли как одной из ключевых тенденций в трансформации современного мирового хозяйства. 
Акцентировано внимание на многоаспектности проявлений электронной (цифровой) торговли и на выраженной тенденции к дальнейшей диверсификации форм этой торговли в условиях интенсивных технологических преобразований современности. Ее распространение связано с возрастающей ролью ИКТ, при этом  доказано, что темпы и эффективность их распространения в сфере торгово-экономических операций в значительной степени обусловливаются наличием информационно-коммуникационной инфраструктуры надлежащего качества. 
Показано, что новые перспективы развития электронной коммерции связаны с новыми ключевыми технологиями четвертой промышленной революции – аналитикой, построенной на больших базах данных, блокчейн-технологиями, Интернетом вещей и искусственным  интеллектом. Автор утверждает, что новейшие технологии создают фундамент для системного изменения самого характера экономических и неэкономических  отношений.
Доказано, что процесс распространения электронной торговли противоречив и связан с возможным наличием как положительных результатов, так и отрицательных последствий. Положительные эффекты обусловлены, прежде всего, существенным сокращением затрат и  расширением ассортимента предложения, увеличением возможностей продвижения своих товаров и услуг на рынке (особенно для малого и среднего бизнеса), существенным сокращением времени для проведения коммерческих операций. В то же время подчеркнуто значение безопасности экономического развития и защиты прав личности, поскольку в условиях распространения электронной торговли риски в этих аспектах возрастают. 
Особое внимание уделено важности координации политики в отношении развития электронной торговли, а также охарактеризована роль в развитии и регулировании электронной торговли ведущих международных организаций – ООН (ЮНКТАД и ЮНСИТРАЛ), ВТО, ОЭСР,  Всемирной таможенной организации, Всемирного почтового союза. На примере Европейского Союза (политика формирования единого цифрового рынка) и Евразийского экономического союза (Цифровая повестка дня ЕАЭС до 2025 года) показано растущее значение международной региональной политики в решении указанной проблемы..

Ключевые слова: электронная торговля; цифровая торговля; информационно-коммуникационные технологии; информационно-коммуникационные услуги; четвертая промышленная революция; мировое хозяйство; международные организации (с. 82–103).
 
Библ. 11; табл. 4.
Список использованной литературы
1. Плескач В.Л., Затонацька Т.Г. Електронна комерція : підруч. – К. : Знання, 2007. – 535 с.
2. Крупник А. Бизнес в Интернет. Введение в электронную коммерцию. – М. : Микроарт, 2002. – 240 с. 
3. Юрасов А.В. Электронная коммерция. – М. : Дело, 2003. – 480 с.
4. Ciuriak D., Ptashkina М. The Digital Transformation and the Transformation of International Trade. Issue paper [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://e15initiative.org/publications/the-digital-transformation-and-the-transformation-of-international-trade/.
5. Suominen K. Fuelling Trade in the Digital Era: The Global Landscape and Implications for Southeast Asia. Issue paper. – Geneva : International Centre for Trade and Sustainable Development. – November 2017. – 21 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.ictsd.org/sites/default/files/research/fuelling_trade_in_the_digital_era_-_southeast_asia.pdf.
6. Tan S.W. Digital Trade in Europe and Central Asia / ADBI Working Paper Series No. 751. – Tokyo. – June 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.adb.org/sites/default/files/publication/324996/adbi-wp751.pdf.
7. Wu M. Digital Trade-Related Provisions in Regional Trade Agreements: Existing Models and Lessons for the Multilateral Trade System. Overview Paper [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://e15initiative.org/publications/digital-trade-related-provisions-in-regional-trade-agreements-existing-models-and-lessons-for-the-multilateral-trade-system/.
8. Susskind R., Susskind D. The Future of the Professions: How Technology Will Transform the Work of Human Experts. – Oxford : Oxford University Press, 2016.
9. Ross A. The Industries of the Future. – New York : Simon & Schuster, 2016.
10. Ляшенко В.І., Вишневський О.С. Цифрова модернізація економіки України як можливість проривного розвитку : моногр. – К. : Ін-т екон. пром-сті НАН України, 2018. – 252 с.
11. Рогожин А.А. КНР – Закон о кибербезопасности принят [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2882.
Статья поступила в редакцию 17 июля 2018 г.
 
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК
 
УДК 338.24:338.431
Е. Н.  Б О Р О Д И Н А,
профессор, доктор экономических наук,
член-корреспондент НАН Украины,
завотделом экономики и политики аграрных преобразований,
© Бородина Елена Николаевна (Borodina Olena), 2018;
e-mail: olena.borodina@gmail.com,
И. В.  П Р О К О П А,
профессор, доктор экономических наук,
член-корреспондент НААН Украины,
главный научный сотрудник
отдела экономики и политики аграрных преобразований,
© Прокопа Игорь Васильевич (Prokopa Ihor), 2018;
e-mail: iprokopa@ukr.net

ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина
 
БУДУЩЕЕ СЕЛЬСКОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ – ОТ ЭКСТРАКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ РАЗВИТИЮ

Резюме
Раскрыто содержание понятия сельского сектора как социально-территориальной подсистемы общества, ключевыми признаками которой являются проживание людей в сельской местности и их связь с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Доказано, что возможности сельских жителей и лиц, связанных с сельским хозяйством, по удовлетворению своих жизненных потребностей ограничены по сравнению с другими гражданами. Рассмотрена эволюция становления термина «инклюзивное развитие» в контексте его взаимосвязи с «инклюзивным ростом» и «инклюзивным благосостоянием».
С позиций инклюзивности охарактеризована социально-экономическая ситуация в сельском хозяйстве Украины в советский период, в годы активных рыночных трансформаций и на современном этапе. Показано, что, несмотря на декларирование политическими силами намерений защищать интересы сельских жителей и производителей сельскохозяйственной продукции, а также рекомендации ученых по реализации этих интересов, на всех этапах преимущество получало экстрактивное развитие сельского хозяйства и села. Оно сопровождалось ресурсоистощающим характером хозяйствования и ограничением реального доступа крестьян к производственным ресурсам и распределению выгод от их использования.
Обоснована необходимость и раскрыто условие перехода к инклюзивному типу развития в отечественном сельском секторе. Важными факторами этого должны стать реализация Украиной мер по обеспечению достижения Целей устойчивого развития, провозглашенных на саммите ООН в 2015 г., а также поддержка и воплощение в жизнь идей Декларации прав крестьян и других людей, работающих в сельской местности, проект которой обсуждается в ООН.
 
Ключевые слова: сельский сектор; инклюзивное развитие; аграрная политика; институты развития; аграрный рост и сельское развитие; сельские домохозяйства (с. 104–121).
 
Библ. 33.
Список использованной литературы
1. Gupta J., Pouw N.R., Ros-Tonen M.A.F. Towards an elaborated theory of inclusive development // European Journal of Development Research. – 2015. – No. 27 (4). – Р. 541–559 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/281652508_Towards_an_Elaborated_Theory_of_Inclusive_Development.
2. Ali I., Zhuang J. Inclusive growth toward a prosperous Asia: policy implications / ERD Working Paper No. 97. – Manila : Asian Development Bank, 2007.
3. Ali I., Son N.N. Measuring inclusive growth // Asian Development Review. – 2007. – Vol. 24 (1). – Р. 11–31.
4. Sachs I. Inclusive development strategy in an era of globalization / Working Paper No. 35. – Geneva : International Labour Organization, 2004. – P. 1–28 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.464.6665&rep=rep1&type=pdf.
5. Kosiedowski W. Koncepcja rozwoju inkluzywnego i jej realizacja w Europie Środkowo-Wschodniej. – С. 67–89 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.iesw.lublin.pl/rocznik/articles/RIESW_1732-1395_14-5-276.pdf. 
6. Аджемоглу Д., Робінсон Дж. Чому нації занепадають: походження влади, багатства та бідності ; [пер. з англ.]. – К. : Наш формат, 2016. – 440 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://andronum.com/index.php?dispatch=products.download_fragment2&product_id=16749.
7. Базилюк А.В., Жулин О.В. Інклюзивне зростання як основа соціально-економічного розвитку / Економіка та управління на транспорті. – К. : НТУ, 2015. – Вип. 1. – С. 19–29 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://publications.ntu.edu.ua/eut/2015-01/019-029.pdf.
8. Судин Д. Чому нації занепадають? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://uamoderna.com/blogy/danilo-sudin/acemoglu-robinson-book-review.
9. Унковська Т. Україна. Шлях до рабства [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dt.ua/internal/ukrayina-shlyah-do-rabstva-265977_.html.
10. Гриценко А.А. Економіка України на шляху до інклюзивного розвитку // Економіка і прогнозування. – 2016. – № 2. – С. 7–20. 
11. Павленко Н.В. Екстрактивні інститути в енергетичному секторі економіки України / Сучасні проблеми правового, економічного та соціального розвитку держави : матер. VІ міжнар. наук.-практ. конф. – Харків : Харків. нац. ун-т внутр. Справ, 2017. – С. 410–413. 
12. Дульська І.В. Інформаційно-комунікаційні технології як технологічний базис інклюзивного соціального та економічного зростання // Український соціум. – 2018. – № 1. – С. 59–73.
13. Зінчук Т.О. На початку пошуку стратегії інклюзивного зростання сільської економіки: світовий та європейський підхід // Вісник Сумського національного аграрного університету. – Сер. : Економіка і менеджмент. – 2016. – Вип. 4 (68). – С. 132–136 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ir.znau.edu.ua/handle/123456789/7458.
14. Ковальчук О.Д. Агробізнес як складова розвитку сільських територій // Інноваційна економіка. – 2017. – № 3-4 (68). – С. 118–123.
15. Лопатинський Ю.М. Свідома та несвідома модернізація аграрних інституцій // АгроСвіт. – 2013. – № 19. – С. 3–8.
16. Лопатинський Ю.М., Кифяк В.І. Розвиток аграрного сектора національної економіки на інституційних засадах : моногр. – Чернівці : Чернівецький нац. ун-т, 2014. – 248 с.
17. Pouw N., McGregor A. An economics of wellbeing: what would Economics look like if it were focused on human wellbeing? / IDS. Working Paper No. 436. – 2014. – 24 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/j.2040-0209.2014.00436.x.
18. Murshed S.М., Gates S. Spatial-horizontal inequality and the Maoist insurgency in Nepal // Review of Development Economics. – 2005. – Vol. 9 (1). – P. 121–134 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1467-9361.2005.00267.x.
19. Відродження українського села : матер. наук.-практ. конф. 12–14 листопада 1991 року, Полтава; [під ред. Л.О. Шепотько]. – К. : Урожай, 1992. – 160 с.
20. Юрчишин В. К вопросу о многоукладности сельского хозяйства // Экономика Советской Украины. – 1990. – № 11. – С. 49–54. 
21. Онищенко А., Юрчишин В. Разгосударствление: некоторые вопросы методологии и организации // Экономика Советской Украины. – 1991. – № 10. – С. 15–24. 
22. Онищенко А., Юрчишин В. Концептуальные основы аграрной политики суверенной Украины // Экономика Украины. – 1992. – № 5. – С. 15–24.
23. Лукинов И., Шепотько Л. Производительные силы села – основа его возрождения и прогресса // Экономика Украины. – 1993. – № 3. – С. 3–12.
24. Лукинов И., Шепотько Л. О Национальной программе возрождения села // Экономика Украины. – 1994. – № 6. – С. 3–16.
25. Українська модель аграрного розвитку та її соціоекономічна переорієнтація: наук. доп. ; [за ред. В.М. Гейця, О.М. Бородіної, І.В. Прокопи]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2012. – 56 с.
26. Аграрний сектор України на шляху до євроінтеграції ; [за ред. О.М. Бородіної]. – Ужгород : ІВА. – 2006. – 496 с.
27. Бородина Е., Прокопа И. Сельское развитие в Украине: проблемы становления // Экономика Украины. – 2009. – № 4. – С. 74–85; № 5. – С. 59–67.
28. Геец В., Юрчишин В., Бородина Е., Прокопа И. Социоэкономическая модернизация аграрного сектора Украины (концептуальные положения) // Экономика Украины. – 2011. – № 12. – С. 4–14.
29. Бородина Е., Прокопа И. Аграрное развитие и саморазвитие общин: модернизация через взаимную адаптацию (теоретико-методологический аспект) // Экономика Украины. – 2014. – № 4. – С. 55–72.
30. Бородина Е., Прокопа И. Преодоление структурных деформаций в аграрном секторе Украины: институциализация и модернизация малотоварного сельскохозяйственного производства // Экономика Украины. – 2015. – № 4. – С. 88–96.
31 Теорія, політика та практика сільського розвитку ; [за ред. О.М. Бородіної, І.В. Прокопи]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2010. – 376 с.
32. Соціоекономічний розвиток сільського господарства і села: сучасний вимір ; [за ред. О.М. Бородіної]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2012. – 320 с.
33. Політика сільського розвитку на базі громад : наук. доп. ; [за ред. О.М. Бородіної, І.В. Прокопи, О.Л. Попової]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2015. – 70 с.
Статья поступила в редакцию 25 июня 2018 г.
 
УДК 33.330
Л. В.  М О Л Д А В А Н, 
профессор, доктор экономических наук, 
заслуженный экономист Украины, 
главный научный сотрудник отдела форм и методов хозяйствования 
в агропродовольственном комплексе
 ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Молдаван Любовь Васильевна (Moldavan Lyubov), 2018; 
е-mail: lmoldavan@ukr.net
 
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОЭКОНОМИКИ:
РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ 

Резюме
Исследуется формирование в теории и на практике двух диаметрально противоположных школ аграрной экономики. Первая считает, что сельское хозяйство подчиняется общим экономическим законам капиталистической системы хозяйствования (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), а вторая – что отрасли присущи особенности, ограничивающие это подчинение, вследствие чего данная сфера лишь «отражает» общую капиталистическую политэкономию. Раскрыты основы школ второго направления, сформированные классиками агроэкономики А. Тэером, И. Тюненом, Т. Бринкманом и развитые Э. Давидом, С. Булгаковым, Т. Гольцем, А. Чаяновым, Н. Макаровым и другими учеными.
Обзор практики хозяйствования в мировом аграрном пространстве доказал, что сельское хозяйство успешно развивается там, где признается специфика социально-экономических отношений в аграрном секторе, обусловленная переплетением в отрасли природных и экономических условий воспроизводства, особенностями использования трудовых и земельных ресурсов, влиянием рентного фактора, низкой эластичностью спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, значимостью  социальных и экологических функций сельского хозяйства для развития общества.
Страны же, где аграрная политика базируется на принципах общеэкономических законов капитализма, аргументирующих преимущества крупных капиталистических хозяйств, концентрации и глубокой специализации сельского хозяйства, подчиненность производства максимизации прибыли и т. д., сталкиваются с негативными социальными и экономическими последствиями, потери от которых в совокупности превосходят экономические выгоды ориентированной только на капитал системы хозяйствования.
Анализируется развитие агроэкономической науки в условиях современного научно-технического прогресса и глобализационных процессов, которая, расширив под влиянием их позитивных результатов и негативных последствий смысловое наполнение социальных и экологических функций сельского хозяйства, доказала равнозначность этих функций экономической функции отрасли. Раскрывается сущность концепции многофункциональности сельского хозяйства, признанная международным сообществом инструментом разработки аграрных политик устойчивого развития сельского хозяйства. В данном контексте анализируются проблемы отечественных научных агроэкономических течений и последствия их реализации в процессе реформирования аграрного сектора Украины.
 
Ключевые слова: основоположники классической агроэкономики; особенности сельского хозяйства; ограниченность действия законов классической политэкономии; концепция многофункциональности сельского хозяйства (с. 122–135).
 
Библ. 17.
Список использованной литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. – Т. 26. – Ч. ІІ. – 703 с.
2.  Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. – Т. 23. –  907 с.
3.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 48. – 683 с.
4.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 25. – Ч. ІІ. – 551 с.
5. Шанин Т. Формы хозяйства вне системы // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – C. 109–115.
6. Тэер А. Основания рационального сельского хозяйства ; [пер. С.А. Маслова]. – М., 1830. – 35 с.
7. Булгаков С. Капитализм и земледелие. –  СПб. : Типография и литография В. А. Тиханова. – 1900. – Т. 1. – 457 с.
8. Бринкман Т. Экономические основы организации сельскохозяйственных предприятий. – М. : Экономическая жизнь, 1926. – 275 с.
9. Давид Э. Социализм и сельское хозяйство ; [под ред. Г.А. Гроссмана]. – СПб. : типография т-ва «Общественная Польза», 1908. – 550 с. 
10. фон дер Гольц Т. Аграрный вопрос и аграрная политика ; [пер. с нем. Д. Флексора]. – СПб. : Электро-типография Н.Я. Стойковой, 1902. – 342 с. 
11. Крцимовский Р. Развитие основных принципов науки о сельском хозяйстве в Западной Европе ; [пер. с нем. Л.К. Солдатова] ; [c доп. cт. А.В. Чаянова]. – М. : Новый агроном, 1927. – 239 с. 
12. Энгельгард А.Н. Письма из деревни. – М. : Мысль, 1987. – 1987 с.
13. Чаянов А. Очерки по теории трудового хозяйства. – М. : Изд-во Императорского Московского общества сельского хозяйства,  1912–1913. – Вып. 1. – 91 с.
14. Чаянов А. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. – М. : Новая деревня, 1924. – 111 с.
15. Чаянов А. Что такое аграрный вопрос? – М. : Универсальная библиотека, 1917. – 64 с.
16. Тимирязев К.А. Избранные произведения. – М. : Сельхозгиз, 1948. – Т. 2. – 424 c.
17. Alain de Janvrу. The Agrarian Question and Reformism in Latin Ameriсa. – Baltimore : Jоhns Hopkins University Press, 1981. – 352 p.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2018 г.
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
 
УДК 332.12:330.52:330.15
И. К.  Б Ы С Т Р Я К О В,
профессор, доктор экономических наук,
заместитель директора по научной работе,
завотделом комплексной оценки и управления природными ресурсами
ГУ "Институт экономики природопользования
и устойчивого развития Национальной академии наук Украины",
бул. Тараса Шевченко, 60, 01032, Киев, Украина

© Быстряков Игорь Константинович (Bystriakov Ihor), 2018;
e-mail: bystryakoveco@ukr.net
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ ОБОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Резюме
Для условий Украины важен поиск новых форм организации хозяйственной деятельности, обеспечивающих преодоление состояния «догоняющего» мировую экономику. Проблему целесообразно решать с позиций установления особенностей национального пространства устойчивого развития. При этом объективно возникает необходимость адаптировать определение «пространства» как такового к практике управления эколого-экономическим развитием. С методологических позиций вопрос заключается в использовании постиндустриальных подходов к описанию экономических процессов с акцентированием внимания на категории «интерес». Поскольку экономическое пространство постиндустриального типа формируется потоками «интересов» субъектов хозяйствования, которые циркулируют и определяют его структуру, то внимание сосредоточено на доминировании энергии и информации в коммуникативных процессах.
Эффект от экономической деятельности с позиций функционирования надлежащего коммуникативного поля обеспечивается за счет снижения параметров продолжительности трансакций, а затем и снижения затрат, что будут соответствовать приемлемому уровню. Эволюция системы коммуникаций указывает на изменение характера взаимодействия субъектов хозяйствования с окружающей средой. Главными являются вопросы эколого-экономического кодирования пространства жизнедеятельности, которые постепенно превращаются в повседневную реальность и формируют соответствующие когнитивные фреймы. Поэтому важным моментом становится поиск современных форм экономического самообеспечения функционирования экологических систем на уровне требований к их безопасному существованию за счет рационального использования природно-ресурсных активов. Подчеркнута целесообразность направленности на децентрализованные формы управления процессом обеспечения эколого-экономического развития территорий с учетом соответствующих компетенций локальных хозяйственных систем в границах определения их коммуникативных полей. Указанный подход в полной мере реализуется в рамках так называемой платформенной экономики. Как феномен макроэкономического уровня она дает ориентиры по изменению механизма формирования стоимости на низовом уровне. Эколого-экономический концепт устойчивого развития вписывается в общие тенденции, связанные с трансформацией работы рынков в направлении распространения сетевых взаимодействий, поскольку по подобным природным экосистемным законам начинает развиваться и бизнес.
 
Ключевые слова: пространство; время; концепт; эколого-экономическое развитие; управление; природные ресурсы; финансово-экономический механизм; коммуникации; децентрализация (c. 136–147).
 
Библ. 15; рис. 2.
Список использованной литературы
1. Ойкен В. Основные принципы экономической политики ; [пер. с нем.]. – М. : Экономика, 1996. – 496 с.
2. Шумпетер Й. Теорія економічного розвитку. Дослідження прибутків, капіталу, кредиту, відсотка та економічного циклу ; [пер. з англ.]. – К. : Видавничий дім «Києво-Могилянська академія», 2011. – 242 с.
3. Хаустов А.П., Редина М.М. Управление природопользованием : учеб. пособ. – М. : Высшая школа, 2005. – 334 с.
4. Ільченко С.В. Визначення підходів до формування категорії економічний простір / Економічні інновації : зб. наук. праць. – Одеса: ІПРЕЕД НАН України, 2012. – Вип. 49. – С. 43–51 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/67212.
5. Бияков О.А. Экономическое пространство: сущность, функции, свойства [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-prostranstvo-suschnost-funktsii-svoystva.
6. Економічний простір і динаміка розвитку продуктивних сил України: теоретико-методологічні основи дослідження ; [за ред. Б.М. Данилишина]. – К. : РВПС України НАН України, 2008. – 220 с. 
7. Бистряков І.К., Чернюк Л.Г. Економічний простір: аспекти методологічного визначення ; [за заг. ред. Б.М. Данилишина]. – К. : РВПС України НАН України, 2006. – 56 с.
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учеб. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2004. – 496 с.
9. Радаев В.В. Что такое «экономическое действие» // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 5. – С. 18–25.
10. Рифкин Дж. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом ; [пер. с англ.]. – М. : Альпина нон-фикшн, 2014. – 410 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nonfiction.ru/sites/default/files/books/view/revolution_list.pdf.
11. Куликова Н.В. Создание экосистем бизнеса на основе крупных предприятий // Вестник МИРБИС. – 2016. – № 2 (2). – С. 156–160 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cs.journal-mirbis.ru/-/b8xjfhyl1EY22pKhZgGsIQ/sv/document/45/2e/47/521295/84/2_2016_VM.pdf?1499350363.
12. Андросик Ю.Н. Бизнес-экосистемы как форма развития кластеров // Труды БГТУ. – 2016. – № 7 (189). – С. 38–43 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://elib.belstu.by/handle/123456789/20306.
13. Moore J.F. Predators and prey: a new ecology of competition // Harvard Business Review. – 1993. – May – June. – P. 76–86 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition.
14. Moore J.F. Business ecosystems and the view from the firm // The Antitrust Bulletin. – 2006. – Vol. 51. – No. 1. – P. 31–75 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.ecosystemsinnovation.com/wp-content/uploads/2017/09/Business-ecosystems-and-the-view-from-the-firm-antitrust-bu_081320081450.pdf.
15. Galateanu E., Avasilcai S. Value co-creation process in business ecosystem // Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering. – 2014. – May. – Iss. 1. – P. 169–174 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.679.7864&rep=rep1&type=pdf.
Статья поступила в редакцию 13 июля 2018 г.
 
 
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
 
УДК 336.025:339.52
А. В.  П Л О Т Н И К О В, 
профессор, доктор экономических наук, 
Заслуженный экономист Украины, 
ведущий научный сотрудник
сектора международных финансовых исследований
© Плотников Алексей Витальевич (Plotnikov Oleksiy), 2018;
 e-mail: oleksiy.plotnikov@gmail.com,

Е. А.  Б О Р З Е Н К О, 
профессор, доктор экономических наук,
завсектором международных финансовых исследований 
© Борзенко Елена Александровна (Borzenko Olena), 2018; 
e-mail:slozko2003@ukr.net,

Т. А.  П А Н Ф И Л О В А, 
старший научный сотрудник,
кандидат экономических наук, 
ведущий научный сотрудник
сектора международных финансовых исследований
© Панфилова Тамара Александровна (Panfilova Tamara), 2018
e-mail: tamara.panfilova@gmail.com

ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного 26, 01011, Киев, Украина
 
ФИСКАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПРОЦЕССЕ 
ТРАНСФОРМАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Резюме
Рассмотрены трансформационные процессы фискальной сферы ЕС в отношении развития фискальных институтов в контексте системообразующей составляющей как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов. 
Фискальные институты ЕС выполняют важную не только экономическую, но и политическую роль в формировании стержня интеграционных процессов. Именно благодаря фискальным институтам осуществляется материализация доведения политического влияния на страны – члены ЕС и обратная связь. 
Трансформационные процессы фискальной сферы касаются: политики расходов (оптимизации объемов и рационализации структуры, повышения эффективности расходования государственных ресурсов), формирования доходов (корректировки системы налогообложения, повышения эффективности администрирования налоговых платежей, детенизации экономики, улучшения условий кредитования реального сектора, совершенствования государственной поддержки малого и среднего бизнеса) и финансирования сектора государственного управления (уменьшение дефицита государственных социальных фондов, ограничение объемов и формирования оптимальной структуры государственных заимствований) и т. д.
Определена сущность основных функций фискальных институтов ЕС (общеобразующей, распределительной и контрольной) как стержнеобразующих элементов его архитектуры в конструктивном и деструктивном направлениях развития.
Охарактеризовано современное состояние развития трансформационных процессов в ЕС по двум основным направлениям – конструктивному и деструктивному. Конструктивное направление предусматривает дальнейшее расширение ЕС с использованием соответствующих процедур. Деструктивное – выход стран из ЕС и восстановление всех атрибутов страны, которая не входит в те или иные объединения. Сформулировано положение о том, что фискальные институты в деструктивном направлении сыграют тормозящую роль. Причем, чем выше уровень интеграции был достигнут данной страной, тем более тормозящей будет роль фискальных институтов в случае деструктивных процессов.
Для Украины акцентирование внимания на фискальных институтах в их соответствующих качествах может быть полезным для дальнейшего углубления сотрудничества с Евросоюзом и корректировки уже реализованных шагов.
 
Ключевые слова: фискальные институты ЕС; функции фискальных институтов; конструктивное и деструктивное направления трансформации (с. 148–156).
 
Библ. 6; рис. 1.
Список использованной литературы
1. Лук’янюк М.Є. Фіскальні інститути як чинники забезпечення конкурентоспроможності національних економік // Науковий вісник Ужгородського національного університету. – Серія : Економіка. – 2016. – Вип. 7. – Ч. 2. – С. 78–82. 
2. Борзенко О.О., Панфілова Т.О. Досвід інституалізації фінансової сфери країн Європейського Союзу / International economic relations and prospects for national development: contemporary challenges and solutions : monogr. ; [M.I. Fleychuk, U.A. Ganski, V.U. Kazlouski, eds.]. – Daugavpils : Daugava Print, 2018. – P. 128–142. 
3. Горбач Л.М., Плотніков О.В. Міжнародні економічні відносини : підруч. – К. : Кондор, 2017. – 432 с. 
4. Бураковский И.В., Плотников А.В. Мировая экономика: глобальный финансовый кризис. – Харьков : Фолио, 2010. – 415 с.
5. Haynes D., Elliott F. Cabinet split threatens to derail May’s Brexit talks // The Times. – 2016. – November 15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.thetimes.co.uk/edition/news/cabinet-split-threatens-to-derail-may-s-brexit-talks-hxfwmv2td.
6. Кузнецов О.В. Фіскальні аспекти членства Великобританії у Європейському Союзі / Актуальні проблеми міжнародних відносин : зб. наук. праць. – К. : Київський нац. ун-т імені Тараса Шевченка, Ін-т міжнародних відносин, 2009. – Вип. 87. – Ч. ІІ. – С. 187–195  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.library.univ.kiev.ua/ukr/host/viking/db/ftp/univ/apmv/apmv_2009_087_02.pdf.
Статья поступила в редакцию 6 июня 2018 г.
 
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
 
УДК  316.42:330.46(477)
Ю. М.  Х А Р А З И Ш В И Л И,
доктор экономическиих наук, старший научный сотрудник,
главный научный сотрудник отдела 
проблем регуляторной политики и развития предпринимательства
Института экономики промышленности НАН Украины,
ул. Желябова, 2, 03057, Киев, Украина  
© Харазишвили Юрий Михайлович (Kharazishvili Yurii), 2018; 
e-mail: yuri_mh@ukr.net,

Е. А.  Г Р И Ш Н О В А, 
доктор экономическиих наук, 
профессор кафедры экономики ппредприятия 
Киевского национального университета имени Тараса Шевченко,
ул. Васильковская, 90-а, 03022, Kиев, Украина
© Гришнова Елена Антоновна (Grishnova Olena), 2018;
 e-mail: grishnova@ukr.net
 
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ 
СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ:
ИНДИКАТОРЫ, УРОВЕНЬ, УГРОЗЫ

Резюме
Социальная безопасность рассматривается авторами как состояние социальной сферы, при котором обеспечиваются высокое качество жизни населения (материальный уровень и социальные составляющие), защищенность основных жизненно важных демовосстановительных процессов, возможность получения качественного образования и отсутствие угроз здоровью и жизни человека. Подробно исследованы главный индикатор качества жизни – уровень бедности по разным методам определения. Обосновано несовершенство существующих подходов для отражения реального состояния бедности в Украине. Предложено определение уровня бедности как доли населения, чьи эквивалентные совокупные расходы ниже фактического прожиточного минимума, который рассчитывается как 50% от средней заработной платы. В соответствии с таким подходом, уровень бедности в Украине составляет около 60%, что отражает реальное положение.
Интегральный индекс качества жизни в Украине, рассчитанный по современной методологии, свидетельствует о его неудовлетворительном состоянии в течение всего анализируемого периода, что можно преодолеть только исходя из позиций устойчивого развития.
Определены и проранжированы важнейшие угрозы по значимости их влияния. Установлено, что первопричиной всех угроз качеству жизни, как и социальной безопасности вообще, является недопустимо низкий удельный вес оплаты труда в выпуске, который существенно отстает от аналогичных показателей экономически развитых стран и обусловливает соответствующие унизительные социальные стандарты. В связи с этим предложено законодательно изменить социальную политику путем перераспределения доходов между трудом и капиталом до среднего уровня экономически развитых стран ЕС: труд – 29%, капитал – 71%.
 
Ключевые слова: социальная безопасность; качество жизни; бедность; образование; здравоохранение; индикаторы; пороговые значения; интегральный индекс; угрозы (с. 157–171).
 
Библ. 13; рис. 3; табл. 2, формул 4.
Список использованной литературы
1. Коваль О.П. Соціальна безпека: сутність та вимір : наук. доповідь. – К. : НІСД, 2016. – 34 с.
2. Лібанова Е.М., Гладун О.М., Лісогор Л.С. та ін. Вимірювання якості життя в Україні : аналіт. доповідь. – К. : Ін-т демографії та соціальних досліджень імені М.В. Птухи НАН України, 2013. – 50 с.
3. Амоша О.І., Новікова О.Ф., Антонюк В.П., Залознова Ю.С. та ін. Соціальний потенціал сталого розвитку: інноваційні механізми  формування та використання. – Донецьк : Ін-т економіки промисловості НАН України, 2014. – 478 с.
4. Гукалова І.В. Якість життя населення України: суспільно-географічна концептуалізація : моногр. – К. : Ін-т географії НАН України, 2009. – 174 с.
5. Ferreira F., Sánchez-Páramo C. A richer array of international poverty lines [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://blogs.worldbank.org/developmenttalk/richer-array-international-poverty-lines.
6. Черенько Л.М., Полякова С.В., Шишкін В.С. та ін. Комплексна оцінка бідності в Україні та регіонах за 2010–2015 роки : аналіт. записка / Сектор досліджень рівня життя населення. – К. : Інститут демографії та соціальних досліджень імені М.В. Птухи, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.idss.org.ua/arhiv/2010_2015_otsinka_bidnosti.pdf.
7. Харазішвілі Ю.М., Дронь Є.В.  Проблеми інтегрального оцінювання рівня економічної безпеки держави // Банківська справа. – 2015. – № 1. – С. 3–21.
8. Харазишвили Ю.М. Свет и тень экономики Украины: резервы роста и модернизации // Экономика Украины. – 2017. – № 4. – С. 22–45.
9. Гнибіденко І.Ф., Колот А.М., Новікова О.Ф. та ін. Соціальна безпека: теорія та українська практика : моногр. ; [за ред. І.Ф. Гнибіденка, А.М. Колота, В.В. Рогового]. – К. : КНЕУ, 2006. – 292 с.
10. Тимчук О.Л. Злочинність у сучасному світі: кримінологічний аналіз // Бюлетень Міністерства юстиції України. – 2010. – № 11. – С. 84–91.
11. Харазішвілі Ю.М., Ляшенко В.І. Сучасна концепція сталого розвитку з позицій економічної безпеки / Міжнар. науково-практична конференція “Економічна та інформаційна безпека: проблеми та перспективи” (м. Дніпро, 27 квітня 2018 р.). – Дніпро : Дніпроп. держ. ун-т внутр. справ, 2018. – С. 242–248.
12. Grishnova O.A., Kharazishvili Y.M. Improving the standard of living as a strategic priority of Ukraine and Georgia / Strategic Priorities for Developing Ukraine and Georgia: Innovation and Partnership : monogr. ; [D.G. Lukianenko, T. Beridze, eds.]. – Batumi, 2018. – P. 245–277. 
13. Харазішвілі Ю.М. Рівень життя як складова соціальної безпеки: стан та стратегічні орієнтири // Банківська справа. – 2017. – № 4. – С. 34–52.
Статья поступила в редакцию 16 июля 2018 г.
                                             
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
 
А. И. А М О Ш А,
профессор, доктор экономических наук, 
академик НАН Украины,
директор Института экономики промышленности НАН Украины, 
ул. Желябова, 2, 03057, Киев, Украина
                                                                                       
 
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗМЕНЕНИЯ 
В РАМКАХ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ 
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с. 171–174)
Библ. 2.
Список использованной литературы
1. Фінансово-економічна грамотність : підруч. – У 2-х ч. – Ч. І : Основи національної економіки, економіки регіонів та фінансової системи України ;  [за ред. О.Б. Жихор, О.В. Димченко]. – К. : Кондор, 2018. – 1024 с. 
2. Фінансово-економічна грамотність : підруч. – У 2-х ч. – Ч. ІІ : Банківська система України, загальні поняття про облік, аудит та економічний аналіз в умовах ринкової економіки ; [за ред. О.Б. Жихор].– К. : Кондор, 2018. – 440 с.
Рецензия поступила в редакцию 30 июля 2018 г.
 
________
 
РЕЗЮМЕ (на английском языке) (с. 175-180)
_______
 
Содержание журнала за 2018 год (с.181-185)
_________
 
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (с. 186-187)

 



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия № 5, 2019 г.
№ 5, 2019 г. УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С. А. ... »
Вышла электронная версия журнала № 4, 2019
№ 4, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышла электронная версия № 3, 2019 г.
№ 3, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышла электронная версия № 2, 2019 г.
№ 2, 2019 г. УДК 330.101  П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышла электронная версия № 1, 2019 г.
№ 1, 2019 г. УДК 338.2; 330.101; 330.8 В. М.  Г Е Е Ц, профессор,... »
Вышла электронная версия журнала № 11-12, 2018 г.
№ 11-12, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати журнал № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Вышел из печати № 8, 2018 г.
№ 8, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати № 7, 2018 г.
№ 7, 2018 г.   НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ   УДК [338:330.3]:... »
Вышел из печати № 6, 2018 г.
УДК 339.92 Ч Ж А Н   Д У Н Ъ Я Н, постдок Института международных... »
Вышел из печати № 5, 2018 г.
    УДК 338.43.01(477) О. А.  Ш У Л Ь Г А, доцент,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE