MySite.Новости

13.06.2019

Вышла электронная версия № 5, 2019 г.

Кiлькiсть переглядiв: 14
№ 5, 2019 г.

УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

С. А.  К О Р А Б Л И Н,
член-корреспондент НАН Украины,
доктор экономических наук, заместитель директора
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, Киев, 01011, Украина

Кораблин Сергей Александрович (Korablin Sergii), 2019;
e-mail: skorablin@ukr.net
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ С МВФ
 
Учитывая неоднозначность и важность вопросов сотрудничества Украины с МВФ, очень актуальны наработки ведущих ученых по этой теме. Именно этим проблемам и был посвящен Международный научный семинар, который проводился в ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» 10 октября 2018 г. Позиции отдельных ученых публикуем в этом номере журнала (с. 3–5).

УДК 339.97; 339.923
А. И.  П Е Т Р И К,
доктор экономических наук, член Совета НБУ,
заместитель директора Совета директоров МВФ от Украины 
(2013–2017 гг.),
профессор кафедры финансов, банковского дела и страхования
ГВУЗ «Университет банковского дела»,
ул. Андреевская, 1, 04070, Киев, Украина

© Петрик Александр Иванович (Petryk Oleksandr), 2019;
e-mail: painbu@gmail.com

УКРАИНА И МВФ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Резюме
МВФ с момента своего основания в 1944 г. все время эволюционировал вместе с развитием мировой экономики. Тем не менее, его миссия осталась неизменной – обеспечить стабильность мировой монетарной системы, которая позволяла бы странам придерживаться единого стандарта и способствовала бы мировой торговле, экономическому росту и повышению жизненных стандартов населения всех стран.
МВФ выполняет три основные функции: надзор и мониторинг мировой экономики и экономики стран-членов (surveillance); предоставление финансовой помощи странам-членам (lending); экономические исследования и предоставление технической помощи странам-членам (capacity development).
Финансовые ресурсы Фонда базируются на финансовых вкладах (квотах каждой страны-члена) и относительной позиции страны в мировой экономике. Размер квоты определяет право голоса или удельный вес голоса страны в процессе принятия решений МВФ.
Набор основных программ Фонда на современном этапе значительно расширился и в большей степени соответствует потребностям мировой экономики. Основными программами финансовой помощи МВФ являются:
– договоренности о кредите «стэнд-бай» (Stand-by);
– программа расширенного кредитования (Extended Fund Facility – EFF);
– гибкая кредитная линия (Flexible Credit Line – FCL);
– линия предохранительной поддержки ликвидности (Precautionary and Liquidity Line – PLL);
– быстрый финансовый инструмент (Rapid Financing Instrument – RFI). 
В октябре 2018 г. МВФ и украинская власть объявили о начале новой программы Stand-by, которая должна заменить существующую. Однако для ее начала Верховная Рада должна утвердить бюджет в границах, предусматриваемых программой. Другие условия – создание постоянно действующего механизма корректировки цен на газ для населения и усиление борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: Международный валютный фонд; программы финансирования МВФ; кредиты «стенд-бай» для Украины (с. 6–18).

Библ. 5; рис. 2; табл. 1.
Список использованной литературы
1. Петрик О. Програми МВФ: досвід окремих країн та перспективи для України // Журнал європейської економіки. – 2017. – Т. 16. – № 4 (63). – С. 480–503.
2. Stiglitz J. Globalization and Its Discontents. – N. Y. : Norton Print, 2002. – 280 р.
3. Sachs J. The IMF is a power unto itself // The Financial Times. – 1997. – 11 December.
4. Кораблін С. Навіщо нам гроші МВФ? // Дзеркало тижня. – 2016. – № 30.
5. Khan M., Sharma S. IMF conditionality and country ownership of programs / IMF Working Paper No. 01/142. – Washington D.C. : IMF, 2001.
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2019 г.

УДК 339.97; 339.923
JEL F33
А.М.  Ш А Р О В,
профессор, доктор экономических наук,
главный научный сотрудник сектора 
международных финансовых исследований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Шаров Александр Михайлович (Sharov Oleksandr), 2019;
e-mail: alexsharov7@gmail.com

«СЛОЖНОСТИ ПЕРЕВОДА», ИЛИ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
С МВФ И РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Резюме
Украина стала членом МВФ в сентябре 1992 г., вскоре после провозглашения независимости в 1991 г. Однако в действительности путь к МВФ был значительно длиннее, поскольку он начинался с момента создания Фонда как специализированного учреждения ООН, основателем которого также была Украина. За период членства наша страна неоднократно обращалась в МВФ за разной помощью – как технической, так и финансовой. Тем не менее, в Украине существует непонимание задач и порядка функционирования Фонда (и среди рядовых граждан, и в кругу политиков), что требует объяснений с тем, чтобы разрушить определенные мифы в этом вопросе.
Первый из мифов утверждает, что МВФ играет роль глобального «теневого правительства», тогда как в действительности это организация, в которой все члены (в том числе Украина) могут и должны играть соответствующую роль. В связи с этим существенно возрастает роль экономической дипломатии в налаживании отношений как с МВФ, так и с отдельными его членами. При этом МВФ – это не «международный банк», который пытается получить со стран большие проценты, а, скорее, международная «касса взаимопомощи», которой нужно уметь пользоваться. Однако отсутствие кредитных программ со страной-членом – вовсе не обязательно плохой сигнал для нее. Многие страны удачно реформировали свои экономики без получения финансовой помощи со стороны МВФ.
Важно понимать, что МВФ не навязывает свои условия кредитования, а принимает к сведению ту программу, которую в действительности разрабатывает (по крайней мере, должно разрабатывать) правительство страны-реципиента. Наконец, МВФ сотрудничает не только с правительствами стран-членов, но и с институтами гражданского общества. Конечно, если они способны соответствующим образом влиять на свои правительства. 
Следовательно, верное понимание правил Фонда – зафиксированных в многочисленных документах – может помочь значительно повысить эффективность отношений Украины с МВФ.

Ключевые слова: Международный валютный фонд; сотрудничество; правительство; международные кредиты (с. 19–27).

Библ. 5.
Список использованной литературы
1. Mikesell R.F. The Bretton Woods Debates: A Memoir. – Princeton : Princeton University, 1994. – No. 192. – 68 p.
2. Войнович В.Н. Антисоветский Советский Союз. – М. : Материк, 2002. – 104 с.
3. James H. International Monetary Cooperation since Bretton Woods. – N. Y. : International Monetary Fund Oxford University Press, 1996. – 742 p.
4. Griffith-Jones S. The Role and Resources of the Fund / Problems of International Money ; [ed. by M. Posner]. – Washington D.C. : IMF, 1986 – 191 p.
5. Кузнецов В. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 7. – С. 46–52. 
6. Гаврилишин Б. Залишаюсь українцем. – К. : Пульсари, 2012. – 286 с. 
7. Thirkell-White B. The IMF and the Politics of Financial Globalization – Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2005. – 278 p.
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2019 г.

УДК 339.97; 339.923
Е. А.  Б О Р З Е Н К О,
профессор, доктор экономических наук, 
заведующая сектором  международных финансовых исследований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Борзенко Елена Александровна (Borzenko Olena), 2019; 
e-mail: slozko2003@ukr.net
ПОРЯДОК РАСЧЕТА КВОТ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ МВФ:
ИЗМЕНЕНИЯ В ЕДИНОМ ПАКЕТЕ

Резюме
Международный валютный фонд сохраняет планы относительно завершения  пересмотра своих  квот для стран в 2019 г. Квота страны в МВФ определяет  размер  ее  финансовых  обязательств перед Фондом, от нее  зависит количество голосов в Фонде и доступ страны к финансированию.  Последний раз эти доли перераспределялись в 2010 г. в рамках 14-го пересмотра квот, когда  совокупный  капитал МВФ был  увеличен на 100%, а в пользу развивающихся стран  было  передано 6% квот.  Однако  общая доля развивающихся стран  составляет в Фонде только 42,5%, остальные (57,5%) принадлежат  развитым  странам.  G20 ранее утвердила «дорожную карту», согласно которой до 2019 р. квоты стран – акционеров в МВФ должны быть  перераспределены по новой формуле. Страны с развивающимися экономиками должны получить больше  веса в этом институте, созданном для поддержки  финансовой  стабильности  его  участников, а традиционные  акционеры – потерять свою часть.  Однако  ранее  эту формулу согласовать не удалось из-за противодействия США. Так, сегодня допустимое отношение объема долга к ВВП в большинстве стран пересматривается в сторону повышения, причем эти изменения наиболее заметны в государствах с формирующимися рынками. Ожидается, что для таких стран показатель долга может превысить уровень, который наблюдался в начале глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. Уязвимыми остаются и развитые страны, долговая нагрузка которых превышает 100% ВВП. Как следствие, повышается вероятность длительного сохранения низких темпов роста ВВП. В свое время "группа Купера" отказалась от использования показателя долга, считая, что он может вызвать определенные "нравственные проблемы": государства будут заинтересованы в наращивании задолженности в целях увеличения своей квоты в МВФ.

Ключевые слова: МВФ; квоты; позиции стран; G20 (с. 28–40).

Библ. 10; формул 9.
Список использованной литературы
1. Прокофьев И.В., Каратаев С.В., Трошин Н.Н., Абаев Л.Ч. О взглядах экспертов БРИКС на реформирование Международного валютного фонда / Российский институт стратегических исследований. – 2016  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://riss.ru/bookstore/monographs/report-2/. 
2. Bradlow D.D. The governance of the IMF: the need for comprehensive reform [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://173.254.126.101/gtwofouo/wp-content/uploads/2014/03/Bradlow-1.pdf.
3. Buira A. The governance of the IMF in a global economy [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://g24.org/wp-content/uploads/2016/01/The-Governance-of-the-IMF-in-a-Global-Economy.pdf.
4. Christine Lagarde for breathing space before next round of IMF reforms // The Economic Times. – 2016. – March 13 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/christine-lagarde-for-breathing-space-before-next-round-of-imf-reforms/articleshow/51381704.cms. 
5. Cooper R.N., Truman E.M. The IMF Quota Formula: Linchpin of Fund Reform [Електронний ресурс]. –  Режим доступу : https://piie.com/publications/pb/pb07-1.pdf.
6. Enevoldsen T. IMF quotas. – Danmarks Nationalbank : Monetary Review. – Quarter 4. – 2000 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : https://www.nationalbanken.dk/en/publications/Documents/2000/12/kvo4_00uk.pdf.
7. Gade T.P., M.-Thagaard Sune, Thomsen С.R. Voice and representation in the IMF. – Danmarks Nationalbank : Monetary review. – 2nd Quarter. – 2015 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : https://www.nationalbanken.dk/en/publications/Documents/2015/06/Voice%20and%20Representation%20in%20the%20IMF.pdf.
8. Kruger M., Lavigne R., McKay J. The Role of the International Monetary Fund in the Post-Crisis World. – Bank of Canada : Staff Discussion Paper. – 2016. – February [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : http://www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2016/02/sdp2016-6.pdf.
9. Vestergaard J., Wade R.H. Establishing a New Global Economic Council: Governance Reform at the G20, the IMF and the World Bank // Global Policy. – 2012. – Vol. 3. – Iss. 3. – Р. 257–269.
10. Skala M., Thimann Ch., Wölfinger R.  The search for Columbus' egg: finding a new formula to determine quotas at the IMF // ECB. Occasional paper series. – № 70.  – 2007. – August [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecbocp70.pdf?d894b1e7e8982295381a1a64cdd5f270.
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2019 г.

УДК 336.025:339
А. В. П Л О Т Н И К О В, 
профессор, доктор экономических наук, 
 Заслуженный экономист Украины, 
ведущий научный сотрудник сектора
 международных финансовых исследований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Плотников Алексей Витальевич (Plotnikov Oleksiy), 2019; 
e-mail: oleksiy.plotnikov@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ 
С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Резюме
Рассмотрены существующие аспекты сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями. Современный мир наряду с внутренними источниками финансирования характеризуется широким использованием внешних долговых заимствований. Определены проблемы, стоящие на пути оптимизации взаимоотношений Украины и международных финансовых организаций. К ним относятся, в частности, такие проблемы: платежеспособности Украины и роста внешней задолженности; несоответствия требований международных финансовых организаций реалиям экономики Украины; постоянного влияния на деятельность текущего правительства государства; требований со стороны международных финансовых организаций, находящихся на грани национальной безопасности Украины, а в некоторых случаях и переходящих эту грань; использования политических факторов прямой поддержки нахождения на должности разного рода “реформаторов”; оптимизации взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями. 
Очерчены актуальные направления оптимизации сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями. Показана необходимость выстраивания стратегии взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями с учетом текущего состояния национальной экономики. Возможным направлением дальнейших отношений Украины с международными финансовыми организациями является переход от непосредственного получения финансовых ресурсов к консультативной и другой поддержке от этих учреждений. В современных условиях необходима переориентация сотрудничества с международными финансовыми организациями на достижение национальных интересов Украины в самой стране и за ее пределами. Взаимоотношения Украины с международными финансовыми организациями должны основываться на оптимизации модели социально-экономического развития и изменении соответствующих акцентов.

Ключевые слова: международные финансовые организации; МВФ; сотрудничество Украины и международных финансовых организаций (с. 41–47).

Библ. 4; табл. 1. 
Список использованной литературы
1. Eaton G. Francis Fukuyama interview: “Socialism ought to come back” / New Statesman. – 2018. – October  17 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.newstatesman.com/culture/observations/2018/10/francis-fukuyama-interview-socialism-ought-come-back?fbclid=IwAR1Cat0Q6oe0NAI_158X4xIl9bkClJlXv_yEQHQRebPvPSlfNN6WgfsLA5o.
2. Плотніков О.В. Ultima ratio економічних реформ. – К. : Кондор, 2003. – 240 с. 
3. Бураковский И.В., Плотников А.В. Мировая экономика: глобальный финансовый кризис. – Харьков : Фолио, 2010. – 415 с.
4. Савчук Н.В. Бюджетні пріоритети України у контексті суспільного вибору : моногр. – К. : КНЕУ, 2014. – 325 с. 
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2019 г.

УДК 336.025:339
Т.А. П А Н Ф И Л О В А, 
кандидат экономических наук, 
старший научный сотрудник,
ведущий научный сотрудник 
сектора международных финансовых исследований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Панфилова Тамара Александровна (Panfilova Tamara), 2019;
e-mail: tamara.panfilova@gmail.com
РОЛЬ МВФ КАК СУБЪЕКТА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

Резюме
Обосновано положение о том, что распространение кризисных явлений в мировой экономике актуализировало трансформационные процессы в системе глобального управления, прежде всего, в отношении функций и направлений деятельности МВФ. Среди современных направлений выделены: надзор за международной валютно-финансовой системой; мониторинг экономической и финансовой политики государств-членов; укрепление мировой системы финансовой безопасности; координация международного сотрудничества и интеграции. Очерчены потенциальные риски развития мировой экономики, в том числе относительно сверхвысокого уровня глобального долга в целом и его составляющих в частности. Показано, что годовые доклады, квартальные обзоры и прогнозы, пресс-релизы МВФ с обобщенными данными об основных тенденциях развития мировой экономики, ее отдельных регионов и стран очень важны как для научного сообщества, так и для властных структур.
Подчеркнута важность формирования нормативно-правовой среды регулирования фискальной сферы как составного элемента архитектуры глобального управления. Раскрыто, что распространенным инструментом влияния международных организаций выступает разработка модельных (типовых или рамочных) актов по регулированию соответствующей сферы отношений на национальном уровне. Приведены характерные положения отдельных актов фискального характера.
Отмечена важность для реформирования сектора государственных финансов Украины положений и стандартов Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и Руководящих установок относительно управления государственным долгом, разработанных международными организациями.

Ключевые слова: МВФ; глобальное управление; надзор; мониторинг; налогово-бюджетная прозрачность; управление долгом; потенциальные риски
(с. 48–56).

Библ. 6.
Список использованной литературы
1. Ботон Дж.M., Брэдфорд-мл. К.И. Глобальное управление: новые участники, новые правила. Почему модель ХХ века нуждается в модернизации // Финансы и развитие. – 2007. – Декабрь. – С. 10–14.  
2. Чумаков А.Н. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. – 2010. – № 2. – С. 3–15.
3. Лукашенко С.В. Роль МВФ в формуванні національної валютної політики. Глобальна роль міжнародних фінансових організацій у періоди економічних криз : матер. засідання круглого столу. – К. : КУТЕП,  2010. – С. 66–79.
4. Лагард К. Непростая ситуация в мировой экономике: три приоритетных направления действий // Пресс-релиз. – 2 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.imf.org/ru/News/Articles/2019/03/29/sp040219-a-delicate-moment-for-the-global-economy.
5.  Лагард К. Рулить, а не дрейфовать: управление растущими рисками для сохранения курса мировой экономики : Выступление в штаб-квартире МВФ 1 октября 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.imf.org/ru/News/Articles/2018/09/27/sp100118-steer-dont-drift.
6.  Коломієць П.В. Про Податковий кодекс України в контексті «Основ світового податкового кодексу» // Журнал східноєвропейського права. – 2016.– № 30. – С. 29–34.
Статья поступила в редакцию 17 апреля 2019 г.
УДК 339.97; 339.923
Е. В.  Р Е Д З Ю К,
доцент, кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник сектора 
международных финансовых исследований
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Редзюк Евгений Васильевич (Redzyuk Evhenii), 2019;
e-mail: redzyuk@gmail.com

СОТРУДНИЧЕСТВО С МВФ: ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ СТРАН МИРА И УКРАИНЫ

Резюме
Глобальная экономическая система требует большей координации и взаимной согласованности, чтобы не провоцировать международные финансово-экономические кризисы. Поэтому для их минимизации функционирует такой мощный орган, как МВФ. В целом он основан на неолиберальных североатлантических рыночных ценностях, он создает условия для сотрудничества между заинтересованными сторонами и защищает его легитимность в долгосрочной перспективе, повышая его эффективность. Не все страны могут производительно сотрудничать с МВФ, иногда наблюдаются снижение темпов экономического роста и усиление кризисных явлений в их экономиках (Сомали – 1981 г.; Кения – 1990-е годы; Индонезия, Малайзия и Таиланд – 1997 г.; Аргентина – 2001 г. и т. д.). Однако есть и позитивные примеры сотрудничества стран мира с МВФ (Перу – 1956 г., Мексика – 1956 г., 1982 г. и 1994 г., Португалия – 2011–2014 гг., Камбоджа – 1992 г., Бразилия 2015–2016 гг., Польша – 2009–2011 г., Греция и Кипр – 2009–2010 гг. и т. д.). Сотрудничество с МВФ всегда является определенным индикатором реформ и доверия западных инвесторов к странам, с которыми сотрудничает МВФ. Если в стране такие ценности доминируют, а государственные институты сформированы полноценно и беспристрастно (рыночная среда, верховенство права, антимонопольные ограничения, наличие инфраструктуры и т. п.), тогда есть возможность взаимовыгодно сотрудничать. Без этого сотрудничество будет неэффективным и может не привести к экономическому росту.
Сотрудничество с МВФ для Украины по состоянию на 2015–2020 гг. является важным с учетом необходимости обеспечения финансово-экономической стабильности. Такое сотрудничество предоставляет возможность уменьшить проценты по обслуживанию и частоту выхода на рынки международных коммерческих заимствований. Однако если сотрудничество с МВФ не будет продолжено, тогда в Украине увеличатся риски роста долговой нагрузки на бюджет, дестабилизации курсовой политики и, как следствие, кризисных явлений в экономике. Это предопределяет активизацию системных изменений и реформ, которые позволят достичь успешных результатов в сотрудничестве Украины с МВФ.

Ключевые слова: Международный валютный фонд; сотрудничество с МВФ; экономический рост (с. 57–67).

Библ. 7.
Список использованной литературы
1. Геєць В.М. Суспільство, держава, економіка: феноменологія взаємодії та розвитку. – К. : Ін-т екон. та прогнозув. НАН України, 2009. – 864 с. 
2. Вахненко Т.П. Зовнішньоборгові зобов’язання у системі світових фінансово-економічних відносин. – К. : Фенікс, 2006. – 536 с.
3. Редзюк Є.В. Посилення глобальної нестабільності в міжнародній економіці та її вплив на Україну // Український журнал «Економіст». – 2018. – № 8. – С. 19–22.
4. Bird G., Mylonas J., Rowlands D. The political economy of participation in IMF programs: a disaggregated empirical analysis // Journal of Economic Policy Reform. – 2015. – Vol. 18. – Iss. 3. – P. 221–243. – DOI: 10.1080/17487870.2015.1019289.
5. Muhumed М.M., Gaas S.A. The World Bank and IMF in developing countries: helping or hindering? // International Journal of African and Asian Studies. – 2016. – Vol. 28. – January. – P. 39–49.
6. Oberdabernig D. Revisiting the effects of IMF programs on poverty and inequality // World Development. – 2013. – Vol. 46. – June. – P. 113–142. – DOI: 10.1016/j.worlddev.2013.01.033.
7. Stiglitz J. Globalization and Its Discontents // Norton Paperback. – N. Y. – 2003, 17 April.
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2019 г.

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АПК
 
УДК 338.31
Б. Я.  К У З Н Я К,
доктор экономических наук,
профессор кафедры международной экономики и маркетинга
Полтавского национального технического университета 
имени Юрия Кондратюка,
просп. Первомайский, 24, 36011, Полтава, Украина

© Кузняк Богдан Ярославович (Kuznyak Bogdan), 2019; 
e-mail: kafedra_me@ukr.net

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ИХ КООПЕРАТИВОВ 

Резюме
Отмечено, что наиболее распространенной формой организации производства является семейное фермерство. Во-первых, оно основывается на единстве собственности и труда, что порождает интерес к эффективности хозяйствования. Во-вторых, это отрасль, где человек имеет дело с природой, живыми организмами, требующими особого ухода, внимания и быстрого реагирования на переменчивую погоду. Со всеми этими нестабильными ситуациями наиболее успешно справляется сам хозяин и его семья. Раскрыто, что современные фермеры – это менеджеры, имеющие профессиональную технику и агрономическое, зоотехническое, экономическое образование, поскольку без соответствующих знаний невозможно победить в жесткой конкуренции. Государство поддерживает фермерство материально, юридически, обеспечивает и гарантирует право собственности.
Обосновано, что важную роль в развитии фермерства играют обслуживающие кооперативы, создаваемые фермерами, чтобы совместно продавать продукцию на внутреннем и внешнем рынках крупными партиями по выгодным ценам, а также приобретать средства производства, создавать перерабатывающие предприятия. Это позволит фермерам сосредоточиваться на производстве продукции, изучать и внедрять достижения науки и техники, что повышает эффективность производства.
Показано, что в Украине фермерские хозяйства начали появляться после обретения независимости, перехода страны на рыночные условия хозяйствования. Однако этот процесс проходит противоречиво. Сдерживают развитие фермерства отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, государственной материальной и юридической поддержки, нехватка соответствующих кадров, коррупция, рейдерство.
Доказано, что для развития фермерства важно создание обслуживающих кооперативов. Проанализировано, что их развитие тормозит отсутствие государственной поддержки, знаний о кооперации, преимуществ, которые она обеспечивает крестьянам, понимание сути кооперации высшими органами сельскохозяйственных структур.
Раскрыто, что следует учесть мировой опыт развития фермерства и обслуживающих кооперативов и в Конституции Украины зафиксировать, что базой аграрного устройства являются фермерские хозяйства, которые в перспективе должны стать основным производителем сельскохозяйственной продукции, а обслуживающие кооперативы их составной частью.

Ключевые слова: семейное фермерство; обслуживающие кооперативы; государственная поддержка; прибыль; налог; кредит; образование (с. 68–78). 

Библ. 10; табл. 3.
Список использованной литературы
1. Кузняк Б. Проблеми спеціалізації сільського господарства в умовах переходу до ринкової економіки : автореф. дис. … доктора екон. наук. – К., 1991. – 52 с. 
2. Збарський В.К., Збарська А.В. Перспективи розвитку сімейних фермерських господарств України // Бухгалтерія в сільському господарстві. – 2015. – № 11–12. – С. 31–36.
3. Кузняк Б. Основи економічної теорії : навч. посіб. – Вид. 3-тє. – Полтава : ТОВ «АСМІ», 2015. – 393 с.
4. Мазур Г. Удосконалення механізму державного регулювання та стимулювання розвитку агропромислового виробництва // Економіка АПК. – 2013. – № 2. – С. 21–25.
5. Анисенко О.В., Бондаревський Р.О. Сучасний стан фермерських господарств в Україні та їх розвиток // Агросвіт. – 2018. – № 3. – C. 37–40.
6. Кузняк Б. Роль держави в розвитку сільськогосподарських обслуговуючих кооперативів // Економіка і регіон. – 2012. – № 5. – С. 40–44.
7. Кузняк Б.Я. Основи маркетингу : навч. посіб. – Полтава : АСМІ,  2006. – 48 с.
8. Шеремета В. «Фермерський» мільярд // Аграрний тиждень. Україна. – 2017. – № 12 (325). – С. 10–13.
9. Карпенко О.  Фермерство – рік «довгих ножів» // Сільські вісті. – 2016. – 21 січня.
10. Зінченко Р. Щедрі обіцянки// Сільські вісті. – 2019. – 15 березня.
Статья поступила в редакцию 16 января 2019 г.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ УКРАИНЫ

УДК 330.556
JEL  Е200, Е 210,Е220, Е270, О110, Е650, Е660
И. В.  К Р Ю Ч К О В А, 
доктор экономических наук,
 главный научный сотрудник
отдела моделирования и прогнозирования экономического развития 
ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»,
ул. Панаса Мирного, 26, 01011, Киев, Украина

© Крючкова Ирина Владимировна (Iryna Kriuchkova), 2019;
e-mail: k-iv@hotmail.com

Б.Е. КВАСНЮК О ЗАВИСИМОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 
ОТ УРОВНЯ СБЕРЕЖЕНИЙ
 
Резюме
Статья посвящена выдающемуся ученому Борису Евгеньевичу Кваснюку, который в своих научных исследованиях уделял особое внимание широкому спектру актуальных проблем экономического роста, повышения эффективности государственного регулирования экономики, внес весомый вклад в теорию экономического роста, научно обосновал базовые структурные пропорции ВВП для обеспечения стабильного инвестирования экономического роста в Украине.  В его трудах на высоком научном уровне были изложены теоретические и методологические основы формирования национальных сбережений, их специфика для разных институциональных секторов экономики, показано влияние политики правительства на уровень потребительских расходов в ВВП и валовое накопление капитала. Б.Е. Кваснюк выявил причины колебания в Украине уровня валового сбережения и большую зависимость экономики от внешнего финансирования и внешних шоков. Задолго до нового кризиса 2009 г. ученый предупреждал о необходимости государственной поддержки отечественных производителей, пока они не повысят свою конкурентоспособность до уровня, который обеспечит баланс во внешней торговле товарами и валютную стабильность. Он также предвидел, что со временем зарубежные доходы украинцев станут фактором балансировки текущего счета платежного баланса, а доходы от прямых иностранных инвестиций – фактором его ухудшения, что усилит зависимость украинской экономики от внешних факторов. Труды Б.Е. Кваснюка остаются актуальными и для новых поколений исследователей, поскольку раскрывают фундаментальные основы экономического развития и роль государства в поддержке макроэкономической сбалансированности.

Ключевые слова: экономический рост; валовое сбережение; инвестиционный кризис; валовое накопление основного капитала; институциональные сектора экономики; государственная поддержка (с. 79–86).

Библ. 2; рис. 3.
Список использованной литературы
1. Кваснюк Б.Є., Кірєєв С.І., Болховітінова О.Ю. та ін. Національні заощадження та економічне зростання / Ін-т економ. прогнозування. – К. : МП «Леся», 2000. – 304 с.
2. Крючкова І.В. Деструктивні зміни в розподілі валового наявного доходу та напрями державної політики щодо їхнього подолання // Економіка і прогнозування.  – 2013. – № 1. – С. 7–26.
Статья поступила в редакцию 20 февраля 2019 г.

К 70-летию ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА НАН УКРАИНЫ В.Д. БАЗИЛЕВИЧА

ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

(с. 87–89)
________

РЕЗЮМЕ (на английском языке) (с. 90-94)
_______

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (с. 95-96)

 



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия № 5, 2019 г.
№ 5, 2019 г. УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С. А. ... »
Вышла электронная версия журнала № 4, 2019
№ 4, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышла электронная версия № 3, 2019 г.
№ 3, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышла электронная версия № 2, 2019 г.
№ 2, 2019 г. УДК 330.101  П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышла электронная версия № 1, 2019 г.
№ 1, 2019 г. УДК 338.2; 330.101; 330.8 В. М.  Г Е Е Ц, профессор,... »
Вышла электронная версия журнала № 11-12, 2018 г.
№ 11-12, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати журнал № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Вышел из печати № 8, 2018 г.
№ 8, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати № 7, 2018 г.
№ 7, 2018 г.   НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ   УДК [338:330.3]:... »
Вышел из печати № 6, 2018 г.
УДК 339.92 Ч Ж А Н   Д У Н Ъ Я Н, постдок Института международных... »
Вышел из печати № 5, 2018 г.
    УДК 338.43.01(477) О. А.  Ш У Л Ь Г А, доцент,... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE