MySite.Новости

02.10.2019

Вышла электронная версия № 7-8, 2019 г.

Кiлькiсть переглядiв: 10

 

№ 7-8, 2019 г.
 
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УДК 658.012.23
К. С.  Б Е З Г И Н,
доктор экономических наук, доцент,
профессор кафедры менеджмента и поведенческой экономики
Донецкого национального университета имени Василия Стуса,
ул. 600-летия, 21, 21021, Винница, Украина,

© Безгин Константин Сергеевич (Bezgin Kostyantyn), 2019;
e-mail: bezgink@gmail.com,

В. В.  У Ш К А Л Е В,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики предприятия и менеджмента
Харьковского национального экономического университета
 имени Семена Кузнеца,
просп. Науки, 9-А, 61166, Харьков, Украина

© Ушкалев Владимир Васильевич (Ushkalyov Volodymyr), 2019;
e-mail: u-vla@i.ua

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: ЭПИСТЕМИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ТРАКТОВКЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Резюме
Целью статьи является формулировка гипотезы о соотношении и динамическом балансе между нормативной и дескриптивной эпистемологией, устанавливаемом в процессе трактовки рационального поведения человека для создания и накопления конгруэнтного экономического знания.
В условиях возрастающей сложности и неопределенности внешней среды увеличивается роль навыков критического мышления, интенсифицирующих когнитивную коэволюцию человека и окружения посредством нейтрализации эволюционно сформированных когнитивных дисфункций. В качестве аксиологического ядра предлагается использовать теорию рационального выбора – эталон человеческого поведения, способствующий диффузии сложности и неопределенности окружающей среды. Однако наличие аксиологического ядра является необходимым, но недостаточным условием, позволяющим адекватно интегрировать его с субъектным субстратом. Для этого необходимо релевантное знание тех поведенческих особенностей, которые представлены эпистемической периферией, динамично изменяющейся, а также перманентно выявляющей и фиксирующей свойства и характеристики нейронного субстрата, его феноменологию и поведенческие особенности. Знание, накапливаемое на эпистемической периферии экономической науки, позволяет адекватно перезагрузить программы человеческого ума для приведения их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к когнитивным способностям экономических агентов, а также создать внутренне целостную и непротиворечивую систему экономических знаний, учитывающую сложность и многоаспектность развития человекоразмерных систем.
Эпистемический баланс нормативной и дескриптивной эпистемологии в контексте трактовки рационального поведения может заключаться в гипотезе, которая устраняет дихотомию нормативного и позитивного экономического знания и базируется на учете структуры когнитивных процессов человека, а также возрастающих сложности и неопределенности внешней среды.

Ключевые слова: выбор; когнитивное искривление; когнитивные процессы; рациональность; эвристика (с. 3–15).
Библ. 20; табл. 2.
Список использованной литературы
1. Фетисов Г.Г., Худокормов А.Г. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков / Всемирное признание: лекции нобелевских лауреатов. – В 5 т. – М. : Мысль, 2004. – Т. 5. – 767 с.
2. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения / Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб. : Издательский дом «Мiръ», 2009. – С. 249–295.
3. Разумовський С.А. Раціональність «економічної людини» // Гуманітарний часопис. – 2009. – № 1. – С. 68–77 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nbuv.gov.ua/UJRN/gumc_2009_1_11.
4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания ; [пер. с англ.]. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 223 с.
5. Вебер М. Образ общества. Избранные сочинения. – М. : Юрист, 1994. – 704 с.
6. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» ; [пер. с нем.]. – М. : Праксис, 2007. – 116 с.
7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие ; [пер. с нем.]. – СПб. : Наука, 2001. – 377 с.
8. Левит С.Я. Культурология. XX век: Антолоrия. – М. : Юрист, 1995. – 703 с.
9. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // TESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 16–38.
10. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях ; [пер. с англ.]. – М. : Экономика, 1995. – 338 с.
11. Ватаманюк О.З. Раціональність поведінки людини в економічній науці: концепція обмеженої раціональності // Економічна теорія та право. – 2018. – № 3. – С. 11–25 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnyua_etp_2018_3_3.
12. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения ; [пер. с англ.]. – Харьков : Гуманитарный центр, 2005. – 632 с.
13. Sloman S.A. The empirical case for two systems of reasoning // Psychological Bulletin. – 1996. – № 1. – Р. 3–22.
14. Stanovich K.E., West R.F. Individual differences in reasoning: Implications for the rationality debate? // Behavioral and Brain Sciences. – 2000. – № 5. – Р. 645–726.
15. Evans J.St.B.T. Dual-processing accounts of reasoning, judgment, and social cognition // Annual Review of Psychology. – 2008. – Vol. 59. – Р. 255–278.
16. Безгин К.С. Управление процессом создания ценности на предприятии: полисубъектность и коллаборация : моногр. – Харьков : НТМТ, 2015. – 288 с.
17. Млодинов Л. (Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет вашим поведеним. – М. : Livebook, 2012. – 360 с.
18. Грейвс Ф. Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели ; [пер. с англ.]. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 160 с.
19. Wegner D.M. The Illusion of Conscious Will. – Cambridge : MA.: The MIT Press, 2002. – 419 p.
20. Кенрик Д., Гришкевичус В. Рациональное животное. Сенсационный взгляд на принятие решений ; [пер. с англ.]. – СПб. : Питер, 2015. – 304 с.
Статья поступила в редакцию 29 января 2019 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 339.562:65.012.8(477)
Т. Г.  В А С И Л Ь Ц Е В,
профессор, доктор экономических наук,
заведующий отделом социально-гуманитарного развития регионов
ГУ “Институт региональных исследований 
им. М. И. Долишнего НАН Украины”,
ул. Козельницкая, 4, 79026, Львов, Украина

© Васильцев Тарас Григорьевич (Vasyltsiv Taras), 2019; 
e-mail: tgvas77@ukr.net,

Р. Л.  Л У П А К,
доцент, доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики
Львовского торгово-экономического университета,
ул. Туган-Барановского, 10, 79005, Львов, Украина

© Лупак Руслан Любомирович (Lupak Ruslan), 2019; 
e-mail: economist_555@ukr.net
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОЛИТИКИ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УКРАИНЕ:
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
И АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Резюме
Рассмотрены сущностно-содержательные характеристики импортозамещения, в частности, с учетом региональной специфики и ориентированности на экономическую безопасность государства. Выделены протекционистский и либеральный взгляды на политику импортозамещения. Сделан вывод, что региональная политика импортозамещения является отдельным неотъемлемым направлением государственной политики, реализуемой в целях преодоления системных рисков и угроз импортозависимости внутрирегионального и локальных ринков и реализуется с применением комплекса механизмов, инструментов и мер, доступных, наиболее приемлемых и эффективных на региональном уровне. Значительная роль отводится обобщению мирового опыта государственного регулирования импортозамещения, что особенно важно в контексте формирования и реализации в Украине государственной политики в этой сфере.
Результаты анализа подтвердили высокий уровень импортозависимости внутреннего рынка Украины и выраженные тенденции к ее усилению и росту угроз экономической безопасности государства. Проведена оценка и выявлены особенности импортозависимости по регионам, что свидетельствует о чрезмерной территориально-пространственной дифференциации и высокой критичности масштабов и тенденций внутрирегионального потребления импортных товаров в Украине. Высокий уровень импортозависимости присущ всем регионам государства, ведь доля импорта во внутреннем потреблении превысила критическое значение в 13 регионах, среднегосударственное – в шести, находилась в пределах оптимального значения – в трех.
Показанная системность проблемы импортозамещения предусматривает необходимость выработки стратегии государственной политики в этой сфере, в частности, с учетом региональных особенностей. На основе группирования регионов Украины по характеристикам импортной зависимости и потенциалу ее противодействия предложены стратегические решения относительно политики противодействия импортозависимости, развития внутреннего рынка и укрепления экономической безопасности государства.
 
Ключевые слова: импортозамещение; региональная политика; экономическая безопасность государства; импортозависимость; инструменты и средства (с. 16–32).
Библ. 12; рис. 3; табл. 3.
Список использованной литературы
1. Геец В.М. Институциональная обусловленность инновационных процессов в промышленном развитии Украины // Экономика Украины. – 2014. – № 12. – С. 4–19.
2. Амоша О.І., Аптекар С.С., Білопольський М.Г., Юрій С.Ш. та ін. Структурні реформи економіки: світовий досвід, інститути, стратегії для України : моногр. – Тернопіль : Економічна думка ТНЕУ, 2011. – 848 с.
3. Ринки реального сектора економіки України: структурно-інституціональний аналіз : моногр. ; [за ред. В.О. Точиліна]. – К. : Інститут економіки та прогнозування НАН України, 2009. – 640 c. 
4. Геєць В.М., Шинкарук Л.В, Артьомова Т.І. та ін. Структурні зміни та економічний розвиток України : моногр. ; [за ред. Л.В. Шинкарук]. – К. : Інститут економіки та прогнозування НАН України, 2011. – 696 c.
5. Мельник Т.Н., Пугачевская Е.С. Импортозависимость экономики Украины и приоритеты селективного импортозамещения // Экономика Украины. – 2016. – № 4. – С. 29–44.
6. Мазаракі А., Мельник Т. Імпорт та перспективи імпортозаміщення в Україні // Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. – 2012. – № 6. – С. 5–15.
7. Долішній М. І. Регіональна політика на рубежі ХХ–ХХІ століть: нові пріоритети : моногр. – К. : Наукова думка, 2006. – 512 c.
8. Власюк О.С. Національна безпека України: еволюція проблем внутрішньої політики : вибр. наук. праці. – К. : НІСД, 2016. – 528 с.
9. Державна регіональна політика України: особливості та стратегічні пріоритети : моногр. ; [за ред. З.С. Варналія]. – К. : НІСД, 2007. – 820 с.
10. Державне управління регіональним розвитком України : моногр. ; [за заг. ред. В.Є. Воротіна, Я.А. Жаліла]. – К. : НІСД, 2010. – 288 с.
11. Проблеми, напрями та чинники сприяння розвитку внутрішнього ринку України (реальний сектор економіки) : моногр. ; [за ред. А.І. Даниленка, Л.В. Дейнеко, В.О. Точиліна]. – К. : Ін-т екон. та прогнозув.  НАНУ, 2013. – 292 с.
12. Горбулін В.П., Качинський А.Б. Стратегічне планування: вирішення проблем національної безпеки : моногр. – К. : НІСД, 2010. – 288 с.
Статья поступила в редакцию 26 марта 2019 г.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ. КРЕДИТ

УДК 336.1: 339.7
В. П.  К У Д Р Я Ш О В,
профессор, доктор экономических наук
заведующий отделом государственных финансов 
ГУНУ "Академия финансового управления",
бул. Дружбы народов, 38, 01014, Киев, Украина

© Кудряшов Василий Павлович (Kudryashov Vasyl), 2019;
e-mail: kvp.kudrya@gmail.com

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПАКЕТА ФИСКАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ УКРАИНЫ

Резюме
Фискальные правила отнесены к одному из ведущих механизмов управления государственными финансами, который находится в процессе модернизации. Их использование приобретает огромное значение в большинстве стран и направлено на повышение фискальной ответственности правительств, усиление контроля над проведением фискальной политики со стороны независимых институтов, а также наднациональных органов, расширение транспарентности бюджетных операций. Сделан вывод, что с целью повышения качества фискальной политики Украина нуждается во внедрении фискальных правил. Они должны учитывать опыт зарубежных государств и особенности развития нашей страны. Целый ряд стратегических документов, принятых в Украине, направляются на применение фискальных правил, однако их внедрение тормозится. Необходимо расширять и уточнять отечественные фискальные правила (с учетом опыта их обновления в ЕС и особенностей управления государственными финансами в Украине). Фискальные правила следует превратить в работающие путем установления порядка применения в практической деятельности, регламентирования полномочий и обязательств участников их проведения, утверждения процедур имплементации в бюджетных процессах. 
Отдельные принятые положения об ограничениях фискальной политики являются лишь первыми шагами внедрения фискальных правил в нашей стране. Их использование предусматривает разработку и осуществление целого комплекса законодательных актов, внесение изменений в механизмы государственного управления и бюджетные процедуры. Применение фискальных правил требует четкого определения целей и задач фискальной политики на средне- и долгосрочные периоды, исключает допущение резких изменений инфляции и валютного курса, удержание высокого уровня бюджетной централизации и давления программ финансирования на субсекторы государственного управления. Внесение ограничений, направленных на проведение фискальной консолидации, не должно вредить экономическому росту и поддержке финансовой стабильности. Предложено ввести в Украине четыре фискальных правила. При этом их применение должно осуществляться поэтапно, с учетом формирования необходимой инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения, принятия надлежащих процедур и постепенного переноса на все субсекторы государственного управления.

Ключевые слова: фискальные правила; фискальная политика; управление государственными финансами; фискальная ответственность; транспарентность бюджетных операций; имплементация фискальных правил (с. 33–54).
Библ. 10; рис. 1; табл. 4.
Список использованной литературы
1. Кудряшов В.П. Управління бюджетними операціями з урахуванням фіскальних правил // Фінанси України. – 2018. – № 12. – С. 31–51.
2. Бланкарт Ш. Державні фінанси в умовах демократії: Вступ до фінансової науки ; [за ред. В.М. Федосова]. – К. : Либідь, 2000. – 654 с.
3. Iefimenko T. Fiscal reforms and sustainable development in Ukraine // Фінанси України. – 2016. – № 3. – С. 7–14.
4. Bogdan T., Landesmann M. From fiscal austerity towards growth-enhancing fiscal policy in Ukraine [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://wiiw.ac.at/from-fiscal-austerity-towards-growth-enhancing-fiscal-policy-in-ukraine-dlp-4189.pdf.
5. Гасанов С.С., Кудряшов В.П., Балакін Р.Л. Наднаціональні фіскальні правила та координація бюджетної політики в Європейському Союзі // Фінанси України. – 2019. – № 3. – С. 37–55.
6. Соколовська А.М. Шляхи реформування податкової системи України // Фінанси України. – 2014. – № 12. – С. 103–121.
7. Cangiano M., Curristine T., Lazare M. Public Financial Management and its Emerging Architecture. – Washington, D.C. : IMF, 2013. – 468 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.imf.org/external/np/exr/bforums/2013/pfm/pdf/excerpt.pdf.
8. Кудряшов В.П. Фискальные правила и корректировка бюджетной политики // Экономика Украины. – 2018. – № 11-12. – С. 47–59.
9. Lledó V., Yoon S., Fang X., Mbaye S., Kim Y. Fiscal rules at a glance [Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://www.imf.org/external/datamapper/fiscalrules/Fiscal%20Rules%20at%20a%20Glance%20-%20Background%20Paper.pdf.
10. Colasanti F. Economic policy co-ordination in Stage II of Economic and Monetary Union [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://resume.uni.lu/story/economic-policy-co-ordination-in-stage-ii-of-economic-and-monetary-u/.
Статья поступила в редакцию 9 апреля 2019 г.

УДК 336.71-368.91
О. В.  К Л И М Е Н К О,
главный специалист отдела защиты прав потребителей
департамента страхового регулирования и надзора
Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование
в сфере рынков финансовых услуг,
ул. Б. Гринченко, 3, 01001, Киев, Украина

© Клименко Ольга Викторовна (Klymenko Olga), 2019;
e-mail: polys5563@gmail.com

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ

Резюме
Проанализировано состояние рынков небанковских финансовых услуг на примере деятельности рынка страхования. Выявлены особенности и направления его развития. Рассмотрены функционирование страховых компаний на рынке Украины и показатели страховой деятельности за 2018 г. и в начале 2019 г. На основе анализа определены проблемы деятельности страхового рынка, сдерживающие его развитие. Страховой рынок Украины постепенно движется в положительном направлении, имеет значительный потенциал для дальнейшего развития, но пока существенно уступает аналогичным рынкам демократически и экономически развитых стран. Исследована роль рынка страхования в социально-экономическом развитии регионов. Показано, что стабильность в функционировании рынка услуг страхования прямо зависит от состояния экономики Украины, ВВП, размеров средней заработной платы и средней пенсии. Главным фактором, сдерживающим быстрый рост этого рынка, является низкий платежеспособный спрос населения на страховые услуги. Специфика страхового рынка требует, наряду с рассмотрением этого сектора небанковских финансовых услуг в целом по государству, еще и детализации нюансов деятельности субъектов, функционирующих в регионах Украины. Для повышения защиты потребителей страховых услуг органам государственного регулирования необходимо принять меры по освобождению рынка от проблемных, неплатежеспособных, недобросовестных страховых компаний, а также установлению экономически обоснованного уровня вознаграждения посредникам и регламентированию их деятельности.
Главная задача на пути развития институций небанковских финансовых услуг, в частности, рынка страхования заключается в повышении доверия к ним со стороны граждан Украины и в интеграции нормативно-правовой базы в этой сфере в европейскую законодательную систему. Показано, что основной задачей дальнейшего развития указанных рынков в стране является повышение их прозрачности, капитализации, ликвидности.
Рассмотрены показатели концентрации отечественного страхового рынка. Проанализирована связь между концентрацией рынка и количеством страховых компаний на нем. Для улучшения глубины и достоверности оценки концентрации на страховом рынке Украины предлагается ввести корректирующие коэффициенты в предельные значения индекса Герфиндаля – Гиршмана.

Ключевые слова: государство; небанковские финансовые услуги; страхование; проблемы страхового рынка; конкуренция; развитие (с. 55–70).
Библ. 18; рис. 2.
Список использованной литературы
1. Клименко О.В. Рынок небанковских финансовых услуг Украины в условиях кризисного состояния экономики // Экономика Украины. – 2016. – № 7. – С. 33–45.
2. Пурій Г.М. Страховий ринок України: сучасний стан та проблеми розвитку // Електронний журнал "Ефективна економіка". – 2018. – № 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=6609.
3. Ніколаєва А.М. Роль ринку фінансових послуг у соціально-економічному розвитку регіонів: теоретичний аспект // Економічний форум. – 2017. – № 2. – С. 318–326.
4. Пацурія Н.Б., Войцеховська І.М., Головачова А.С. Правове регулювання у сфері страхування та перестрахування: проблеми теорії та практики : моногр. – К. : Ліра-К, 2017. – 256 с.
5. Виленчук А.М. Теоретико-методологические принципы исследования страхования как экономической категории // Экономика Украины. – 2015. – № 7. – С. 18–28.
6. Третьякова Г. Страховий ризик. Які зміни суттєво вплинуть на роботу страховиків, і чим це загрожує ринку // Дзеркало тижня. – 2019. – № 4. – С. 6.
7. Ширинян А.С., Ширинян Л.В. Конкурентоспособность рынка банковских услуг Украины: фактор масштаба // Экономика Украины. – 2019. – № 2. – С. 37–48.
8. Малікова І.П. Оцінка концентрації страхового ринку України, її зв’язок з процесом монополізації та конкуренції // Науковий вісник Херсонського державного університету. – Сер. : Економічні науки. – 2017. – Вип. 23. – Ч. 3. – С. 76–79.
9. Абакуменко О.В. Моделювання рівня конкуренції на фінансовому ринку України // Бізнесінформ. – 2013. – № 5. – С. 302–310.
10. Золотарьова О.В. Ключові тенденції та пріоритети розвитку ринку страхових послуг в Україні // Економіка і суспільство. – 2017. – № 11. – С. 413–420.
11. Гаманкова О.О. Інформаційні вади дослідження ступеня монополізації ринку страхових послуг України // Актуальні проблеми економіки. – 2009. – № 10. – С. 80–87.
12. Диба В.А. Сучасний стан та перспективи розвитку страхових компаній України // Економіка та держава. – 2016. – № 11. – С. 80–83.
13. Залетов А.Н. Страхование в Украине. – К. : Международная агенция BeeZone, 2002. – 452c.
14. Клименко О.В. Развитие системы регулирования рисков небанковских финансовых услуг // Экономика Украины. – 2014. – № 5. – С. 58–69.
15. Клименко О.В. Стійкість і стабільність ринків небанківських фінансових послуг України // Економіка України. – 2017. – № 7. – С. 49–63.
16. Ширинян Л.В., Ширинян А.С. Методология комплексной оценки открытости рынков банковских и страховых услуг Украины // Экономика Украины. – 2017. – № 12. – С. 34–51.
17. Головко-Марченко І.С. Сутність поняття конкурентоспроможність підприємства // Экономика предприятия. Технический аудит и резервы производства. – 2013. – № 5/3 (13). – С. 46–48.
18. Зінчик С.М., Момот О.М. Поняття конкурентоспроможності як економічної категорії суспільного розвитку / Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях : межд. научно-практ. интернет-конф. – Полтава, 14–15 февраля 2013. – С. 1/2–2/2.
Статья поступила в редакцию 19 июля 2019 г.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 316.334:35.072.1(438)(477)
Н. П. Б У Т К О,
профессор, доктор экономических наук, 
заведующий кафедрой менеджмента и государственной службы
 
© Бутко Николай Петрович (Butko Mykola), 2019; 
e-mail: butko.mykola@ukr.net,

А. Н. Р Е В К О,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры социальной работы

© Ревко Алена Николаевна (Revko Alona), 2019; 
e-mail: alohaha19@gmail.com

Черниговский национальный технологический университет,
ул. Шевченко, 95, 14035, Чернигов, Украина


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОСТРАНСТВА
В УСЛОВИЯХ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ: 
ОПЫТ ПОЛЬШИ И УРОКИ ДЛЯ УКРАИНЫ

Резюме
Раскрыто, что современная стратегия устойчивого развития Украины должна предусматривать построение национально консолидированного, духовно-интеллектуального, открыто демократического, культурного, креативно-информационного общества, где главной доминантой выступает гармонизация социальной среды с активными горизонтальными и вертикальными связями, основанными на всесторонне выверенном институциональном обеспечении. Целью такой стратегии, с учетом потери значительной части экономического потенциала, трагических жертв и миграции из Крыма и Востока Украины, является обеспечение национальной идентичности, исторической соборности, всесторонней самореализации, социализации и достойного уровня жизни, безопасности, формирование инновационно динамичной экономики и системы отечественного образования, науки, культуры, медицины, физической культуры и спорта, отдыха, информационной интеграции украинской нации в цивилизованный мир. Целью данной статьи является исследование особенностей влияния социогуманитарного пространства на устойчивое развитие регионов Украины и разработка пространственной модели организации социальной инфраструктуры в условиях децентрализованного управления на основе опыта Польши. Определены структурно функциональная и пространственно регулирующая компоненты социогуманитарного пространства. Установлено, что учреждения и институты социальной инфраструктуры характеризуются диверсифицированными свойствами, выступающими базой для определения пространственной модели организации социальной инфраструктуры. Эта модель зависит от взаимосвязи инфраструктурных учреждения с обслуживаемым пространством, а также от количества и структуры населения этого пространства. Показано, что на основе польского опыта разработана пространственная модель организации социальной инфраструктуры социогуманитарного пространства Украины, основанная на четком разграничении задач, обязанностей и ответственности между органами центральной власти и местного самоуправления. Определены векторы модернизации социальной инфраструктуры социогуманитарного пространства регионов Украины.

Ключевые слова: социогуманитарное пространство; социальная инфраструктура; субсидиарность; децентрализация; местное самоуправление; пространственная модель социальной инфраструктуры (с. 71–88).
Библ. 15; рис. 5; табл. 1.
Список использованной литературы
1. Wolff  K.H. The Sociology of Georg Simmel / The Free Press. – Illinois : Glencoe, 1950. 
2. Ledrut R. La Forme et le Sens dans la Société // Librairie des Méridiens. – 1984. – 192 p.
3. Jałowiecki B. Przestrzeń społeczna / Encyklopedia socjologii. – Т. 3. – Warszawa : Oficyna Naukowa, 2000.
4. Пепа Т.В., Чернюк Л.Г. Інфраструктурне забезпечення соціального розвитку регіонів України (методолого-організаційний аспект) : моногр. – Вінниця : Едельвейс і К, 2015. – 280 с.
5. Вовканич С.Й. Соціогуманістичні імперативи трансформації гуманітарної політики в умовах гібридної війни і загроз буттю українськості : препринт наук. доп. – Львів : ДУ «Інститут регіональних досліджень ім. М.І. Долішнього НАН України», 2018. – 25 с.
6. Соціогуманітарний простір і розвиток продуктивних сил України: методологічні аспекти визначення взаємодії : моногр. ;  [наук. ред. М.А. Хвесик].– К. : НАН України, Рада по вивченню продуктивних сил України, 2009. – 92 с.
7. Kupiec L., Gołębiowska A., Wyszkowska D. Gospodarka przestrzenna. – T. IV : Infrastruktura społeczna. – Białystok : Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstiku, 2004. – 246 s.
8. Москаленко С. О. Актуальні проблеми державного управління у контексті формування та розвитку соціогуманітарного простору в Україні / Актуальні проблеми державного управління : зб. наук. пр. ОРІДУ ; [голов. ред. М.М. Іжа]. – Вип. 3 (55). – Одеса : ОРІДУ НАДУ, 2013. – C. 97–101.
9. Бандур С.І., Заяць Т.А. , Куценко В.І.  Соціальний розвиток України: сучасні трансформації та перспективи : моногр. – Черкаси : Брама–Україна, 2006. – 620 с.
10. Kokocińska K. Polityka regionalna w Polsce i w Unii Europejskiej. – Poznań : Wydawnictwo Naukowe UAM, 2009. – 204 s.
11. Dahlke P. Samorząd terytorialny w procesie kształtowania rozwoju gospodarczego regionu na przykładzie województwa wielkopolskiego. – Piła : Państwowej Wyższej Szkoły Zawodowej im. Stanisława Staszica, 2017. – 248 s. 
12. Szetela P. Rola samorządu terytorialnego w polskim systemie ochrony zdrowia: organizator, podmiot tworzący oraz płatnik // Zdrowie Publiczne i Zarządzanie. – 2015. – Nr. 13 (1). – S. 55–68.
13. Herbst M. Decentralizacja oświaty. – Warszawa : Biblioteczka Oświaty Samorządowej. – 2012. – Nr. 7. – 274 s.
14. Głowacki J. Finansowanie kultury i zarządzanie instytucjami kultury. – Kraków : Uniwersytet Ekonomiczny, Małopolska Szkoła Administracji Publicznej, 2007. – 274 s.  
15. Бутко М.П., Ревко А.М. Соціальна інфраструктура як каталізатор модернізації соціогуманітарного простору регіонів України // Регіональна економіка. – 2017. – № 4 (86). – С. 28–37.
Статья поступила в редакцию 6 марта 2019 г.
_________
 
НАУКЕ ПРЕДАННЫЙ ОРФЕЙ (ПАМЯТИ БОРИСА ИОСИФОВИЧА ПАСХАВЕРА) (с. 89–90)

_________

РЕЗЮМЕ (на английском языке) (с. 91-94)
__________

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (с. 95-96)
 

 



» Все новости
Новости
Вышла электронная версия № 7-8, 2019 г.
  № 7-8, 2019 г.   ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 6, 2019 г.
№ 6, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышла печатная версия журнала № 5, 2019 г.
№ 5, 2019 г. УКРАИНА И МВФ: ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С. А. ... »
Вышла печатная версия журнала № 4, 2019
№ 4, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 3, 2019 г.
№ 3, 2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УДК... »
Вышел из печати № 2, 2019 г.
№ 2, 2019 г. УДК 330.101  П. С.  Е Щ Е Н К О, профессор,... »
Вышел из печати № 1, 2019 г.
№ 1, 2019 г. УДК 338.2; 330.101; 330.8 В. М.  Г Е Е Ц, профессор,... »
Вышла печатная версия журнала № 11-12, 2018 г.
№ 11-12, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕРРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати журнал № 10, 2018 г.
В. М.  Г Е Е Ц, профессор, доктор экономических наук, академик... »
Вышел из печати № 9, 2018 г.
№ 9, 2018 г.   УДК 338.656.502 А. А.  М А З А Р А К И, профессор,... »
Вышел из печати № 8, 2018 г.
№ 8, 2018 г.   УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   УДК... »
Вышел из печати № 7, 2018 г.
№ 7, 2018 г.   НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ   УДК [338:330.3]:... »
Все статьи»

 Баннер2


© "Экономика Украины"
Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE